logo
Filosofia

36. Рассмотреть способ производства, проанализировать его структуру и роль в обществе.

К. Маркс обнаруживает и выстраивает следующую логику воспроизводства общественной жизни:

- производство людей как общественных существ;

- производство материальных условий человеческого существования;

- производство общественных связей и отношений;

-духовное производство или производство общественных идей и других продуктов и форм духовной жизни общества.

Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой.

Производственными отношениями называются отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Сущность производственных отношений составляют отношения собственности.

В составе производительных сил выделяется в первую очередь трудящийся человек (живой труд), затем – орудия труда и предмет труда. Орудия труда – это те факторы производства, которые производитель ставит между собой и природой в процессе непосредственного производства и которыми он воздействует на природный субстрат, вовлекаемый трудящимся в производственный процесс. В состав предметов труда входит та часть объектов производства, на которую направлена производственная, орудийно – инструментальная активность работника. Это - сырье, полуфабрикаты, комплектующие детали и т.д.

Духовная сфера, наиболее удаленная от экономического базиса общественной формации. Сфера духовного или идеологическая «надстройка» включает элементы социальной психологии и идеологии, обыденного и теоретического, правового и политического сознания, науку, искусство, философию, религию, иные культурные образцы, ценности и нормы. Компоненты общественной надстройки в свою очередь оказывают вторичное или опосредованное влияние на ход, характер и темпы развития экономического базиса.