54. Специфика философского понимания человека.
Специфика философского подхода к постижению человека состоит в том, что философию интересует человек в его направленности к совершенствованию. Он рассматривается как существо, действующее в соответствии с идеалом, с представлением о том, как должно быть, каков совершенный способ или результат активности, идеальная модель поведения или образцовое изделие.
В истории европейской культуры существуют различные точки зрения по вопросу о том, что есть человек. Философы античности рассматривали человека как образ Космоса, как микрокосм. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа принадлежит к бестелесному, к миру идей. Аристотель настаивает на единстве души и тела. В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца. Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела – это преимущество человека перед другими созданиями. В Новое время Р. Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Для И. Канта человек тоже двойствен. Он принадлежит как миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы. В немецком романтизме конца XVIII– начала XIX вв. (Гете, Гердер) происходит в некотором роде возвращение к традициям Ренессанса. Сфера эмоционально-чувственного полностью уравнивается с мышлением и ставится выше его. Л. Фейербах в Германии, Н.Г. Чернышевский в России человек рассматривается как чувственно-телесное существо со всеми вытекающими отсюда последствиями. К. Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознательном, относительно которого человек не отдает себе полностью отчета. Экзистенциализм, в первую очередь, обеспокоен подлинностью индивидуального человеческого существования.
Итак, человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача, целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Ведь проблема человека – центральная в философии.
- 4.Сформулировать основной вопрос философии и дать характеристику двум его сторонам.
- 12 . Осветить зарождение и развитие философской мысли в Украине в 11-18 веках.
- 13 . Рассмотреть развитие философии в России и в Украине во второй половине 19 и 20 вв
- 14.Определить категорию бытия. Осветить становление проблемы бытия в истории философии.
- 15. Охарактеризуйте основные формы бытия и раскройте их единство и специфику
- 16. Рассмотреть проблему субстанции. Дать опрееделение категории «материя» и «дух» и проанализировать их соотношение
- 17. Определение понятия движение, его основные формы и принципы их классификации
- 18. Дать определение пространства и времени. Дать характеристику пространственно-временным концепциям.
- 19. Проблема единства мира: основные концепции
- 20.Дать определение понятия диалектика и проанализировать их формы
- 21. Охарактеризуйте объективную и субъективную диалектику, показать их единство и отличие
- 22. Раскрыть диалектику как систему принципов, законов и категорий
- 23. Рассмотреть становление идеи развития в истории философии и науки
- 24.Развитие как принцип диалектики
- 25. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 27. Закон отрицания отрицания
- 28. Визначити поняття «категорії. Проаналізувати категорії «одиничне – загальне», «зміст – форма», «сутність – явище» як рівні структурної організації буття.
- 29. Визначити поняття категорії . Проаналізувати категорії «причина – наслідок», «можливість – дійсність», «необхідність – випадковість» як вияв універсальних звязків детермінації.
- 30. Висвітлити діалектику і метафізику як альтернативні методи осягнення дійсності та практичної дії.
- 31. Определить понятие природы и общества и показать их единство и отличия
- 32. Охарактеризовать основные исторические этапы и типы взаимодействия общества и природы.
- 33. Рассмотреть основные концепции общественной жизни: натурализм, идеализм, материализм.
- 34. Определить понятие общественных отношений, охарактеризовать их виды и структуру. Рассмотреть общество как систему отношений.
- 35. Дать объяснение понятию общественного производства. Охарактеризовать материальное и духовное производство.
- 36. Рассмотреть способ производства, проанализировать его структуру и роль в обществе.
- 37. Осветить понятия общественно-экономической формации. Дать структуру и охарактеризовать формационный подход к анализу исторического процесса.
- 38. Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
- 39.Роскрыть сущность диалектико-материалистического понимания истории.
- 40. Сознание. Сознание как философская проблема
- 41. Дать анализ природных предпосылок сознания. Охарактеризовать отображение и эволюцию основных форм
- 42.Социальная сущность сознания. Общественно-исторические основы возникновения
- 43. Структура сознания и ее свойства
- 2.Следующий уровень – ценностно-волевой.
- 44. Общественное и индивидуальное сознание их связь
- 45. Структура общественного сознания (ос) :уровни,сферы,формы
- 46.Закономерности развития общ.Сознания
- 47.Основные концепции теории познания в истории философии
- 48. Познаваемость мира как философская проблема и основные варианты ее решения
- 49.Диалектика процесса познания. Единство чувственного, рационального и интуитивного в познании.
- 50. Понятие истины. Истина и заблуждение. Основные характеристики истины
- 51.Проблема критерия истины в философии
- 52.Понятие науки. Специфика научного познания
- 53. Методы и формы научного познания
- 54. Специфика философского понимания человека.
- 55. Проблема антропосоциогенеза , её современное положение
- 56. Единство природного, социального и духовного в человеке
- 57. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 58. Проблема взаимоотношений человека и общества
- 59. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества
- 60. Глобальные проблемы
- 61. Высказывание Гераклита «Многознание уму не научает»
- 62. Высказывание Сократа «я знаю, что ничего не знаю»
- 63. Философия : мировоззрение или наука
- 64. Высказывание Энгельса «о телах…»
- 65.Как вы понимаете афоризм Гераклита «в одну и ту же речку нельзя войти дважды»?
- 66. Стародавние мыслители утверждали «в здоровом теле – здоровый дух». Ваше понимание этого утверждения.
- 67. С каким, на ваш взгляд, законом диалектики связано выражение : «Новое – это хорошо забытое старое»?
- 68. С каким, по вашему мнению, законом диалектики связано выражение «Капля точит камень не силой, а частым падением»?
- 69. Согласны ли вы с выражением стоиков, что человек « бедный богатый в нищете, свободный в кандалах, счастливый в болезни»?
- 70. Как вы понимаете афоризм Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
- 72. Тождественные ли понятия «причина» и «повод»?
- 73.Можно ли считать правильным выражение «Это было верно в свое время, сейчас это неверно»?
- 74. Как вы понимаете китайскую мудрость: «нельзя построить новый колодец, не разрушив старый»?
- 75. Как вы относитесь к выражению а.Камю: «Что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой»?
- 76. Как, на ваш взгляд, связаны понятия «необходимость» и «свобода»?
- 77. Как вы понимаете выражение Аристотеля «Платон мне друг , но истина дороже»?
- 78.Как вы понимаете выражение Сократа «Познай самого себя»?
- 79.»Теория без практики мертва,практика без теории слепа»
- 80.В чем, по-вашему общее и отличное истин философии и науки?
- 81.Согласны ли с утверждением Пиррона, что счастье человека в невозмутимости и спокойствие духа?
- 82.Как вы понимаете выражение «Послушного судьба ведет, а непослушного-тащит»?
- 83. Что такое фатализм и волюнтаризм?
- 84. Чего в человеке больше: природного, социального или духовного?
- 85. Как понимать выражение в.И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и создает его»
- 86. Как понимать выражение б.Спинозы: «Свобода есть осознанная необходимость»?
- 87. Как Вы оцениваете утверждение й. Дицгена: «Мозг также выделяет мысль, как печень выделяет желчь»?
- 88. Что означает, По – Вашему, быть свободным?
- 89. Согласны ли Вы с выражением: «Со всех позиций машина может стать моделью человека»?
- 90. Согласны ли Вы с выражением, что интуиция – особенный род познания истины, который не опирается на практику и законы логики?