Понятие метода и методологии. Основные формы научного познания
Метод – это путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных общих знаний; правильный путь, способ достижения какой-либо цели, решение определенной задачи. Научный метод – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.
Методология науки – это учение о методе научно-позновательной деятельности. Методология изучает все компоненты научной познавательной деятельности в их взаимосвязи, выявляя способы формирования нового знания в их зависимости от исследуемого объекта, целей и установок познающего субъекта, исследует механизмы взаимоотношений норм и нравственности, науки и культуры, истины и ценности.
Выделяют общелогические методы познания, используемые и на уровне обыденного познания, и на уровне научного познания.
К общелогическим методам исследования относятся такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение.
Анализ – процедура мысленного расчесления исследуемого объекта, св-ва предмета. Синтез – обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целой.
Абстрагирование – такой прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделение интересующих исследователя свойств и отношений.
Обобщение – прием мышления, устанавливающий общие свойства и признаки объектов.
Индукция – такой метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует частное заключение.
Аналогия – такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и других признаках. Как правило, в науке преобладает аналогия.
Моделирование – такое метод познания, при котором изучение объекта осуществляется посредством создания и исследовании его копии, заменяющий оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.
Одним из важнейших методов эмпиреческого исследования является наблюдение, под которым понимается целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования. Наблюдение всегда связано с описание. Этот метод заключается в фиксации сведений об объектах.
Следующий метод эмпирического исследования – измерение, в результате которой получается численное значение измеряемых объектов.
На теоретическом уровне исследования наряду с общелогическимми методами используются специфические для данного уровня методы.
Одним из них является мысленный эксперимент, задачей которого является построение абстрактных объектов как теоретических образцов действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности.
Метод формализация заключается в построении абстрактно-математических моделей, когда рассуждение об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками.
Специфическим методом является гипотетико-дедуктивный метод, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно-связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.
В современной физике часто используется метод математической гипотезы, когда исследователь в начале стремится отыскать математический аппарат, оперирует с величинами.
Теоретическое познание, нацеленное на выявление существенных связей и зависимостей, постоянно обращается к методу восхождения от абстрактного к конкретному. Исследователь, применяя его, находит главную связь изучаемого объекта, затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействие и в результате проникает в сущность изучаемого объекта. Это метод используется и в естественных, и в общественных науках. Познание при этом движется от чувственно-конкретного к абстрактному и затем вновь к конкретному.
Изучение сложных развивающихся систем предполагает использование исторического и логического методов исследований. Исторический метод на прослеживание истории во всей ее полноте и многообразии. Основа же логического метода составляет изучение процесса на высших стадиях его развития, не обращаясь к реальной истории.
- Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Основные этапы развития науки и типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.
- Научное познание и его специфика. Наука и вненаучное знание. Структура научного познания
- Понятие метода и методологии. Основные формы научного познания
- Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы науки, философские принципы.
- Традиции и инновации в динамике науке и феномен научной революции.