logo
Наука как деятельность

Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Основные этапы развития науки и типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на формирование объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, а также социальный институт, обеспечивающий функционирование специфических норм и идеалов организации научно-исследовательского поиска. Наука как специфическая форма теоретического освоения действительности может быть рассмотрено, во-первых, в кчестве деятельности, направленной на производство нового научного знания, осуществляющейся исследователями в определенных социокультурных условий.

Во-вторых, в структуру научной деятельности включается также результат деятельности. Таким результатом выступает новое научное знание, имеющее истинный непротиворечивый, обоснованный, достоверный характер.

В-третьих, наука предстает как явление социальной, что дает оснований зафиксировать ее институциональный характер. Институциализация науки, т.е. функционирование науки как соц. института, связана с появлением системы учреждений, научных сообществ, внутри которых существуют различные формы коммуникации, утверждаются нормы и правила научного этоса, регулирующие исследовательский поиск, организуются соответствующие научные исследования и формируется особый способ воспроизводства субъекта научной деятельности.

Наука как важнейшая форма человеческого познания в ее взаимодействии с физическими сферами жизни общества играет, во-первых, культурно-мировоззренчискую функцию,

Во-вторых, ф-цию непосредственной производительной силы, учитывая неограниченные масштабы и темпы научно-технического прогресса. В-третьих, ф-цию социальной силы, когда результаты и методы науки используются для разработки перспективных планов и программ социального и экономического развития. В-четвертых, наука активно выполняет прогностическую ф-цию, обеспесивая научно обоснованные модели будущего развития природного, социального и духовного бытия.

Научная рациональность – специфический тип теоретико-рефлексивного рассуждения и способность оценки и отбора критериев обоснования, описания, конструирования научного знания в зависимости от социокультурных предпосылок и ценностных установок соответствующей эпохи, особенностей изучаемых объектов, субъект-объективных отношений, используемых средств и языка науки.

Согласно подходу В.С. Степина классическая наука исходила из того, что субъект был дистанцирован от объекта, все, что относится к субъекту и средствам познания элимировалось из описания и объяснения.

Неклассический этап в развитии науки и, соответственно, неклассический тип рациональности характеризуется относительности объекта к средствам и операциям деятельности, необходимостью экспликации этих средств и операций, что выступает к условием получения истинного знания об объекте.

Неклассическая наука наработала такие приоритеты, которые основывались на включении субъекта в структуры социальной и познавательной деятельности, невозможности элиминации самой деятельности из основных понятий и выводов. Здесь важно учитывать средства наблюдения изучаемых явлений и объектов, привликать вероятностные, статистические методы, категории многомерности, альтернативности, поливариантности и гибкости. С особой силой эти подходы заявляют о себе в современной науке в связи с постижением сложных и сверхсложных систем.

Постнеклассический тип рациональности учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами. Поиск научной истины соотносится как с внутринаучными, так и с социальными ценностями и целеполаганием. Объектами научного исследования становятся «человекоразмерные», исторически саморазвивающиеся система.