Научное познание и его специфика. Наука и вненаучное знание. Структура научного познания
Научное познание, по сравнению с обыденным, художественным, философским и др. видами, имеет свои специфические особенности и представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Научное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как истинность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережение наличной практики, особым профессионально-специальным языком.
Специфические объекты науки обусловливают и привлечение особых средств научно-позновательной деятельности. К средствам научного познания следует отнести и идеальный регулятивы исследования – методы познания, образцы, нормы, идеалы научной деятельности и т.д.
Ненаучные знания – это такие формы познавательной деятельности, которые возникают: 1) как первичной формы осмысления реальности; 2) как знание, несоответствующее общепринятым критериям построения и обоснования предлагаемых концепций; 3) как знание, дополняющее существующие виды научного знания ; 4) как противоречащее науки знание, строящееся на игнорирование эмперических фактов.
В структуре научного знания можно выделить два его уровня – эмпирический и теоретический.
Эмперический и теоретический уровни знания отличаются друг от друга по : предмету, средством и методом исследования.
Различие по предмету исследования заключается в том, что если эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений зависимостей между ними, то на уровне теоретического исследования происходит выделение сущностных связей в чистом виде.
Различение эмпирического и теоретического уровней по средствам заключаются в том, что если эмпирические исследования основываются на непосредственном практическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом благодаря использованию особых приборов и приборных установок в процессе наблюдение и экспериментов, то теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объекта путем логического, а нереального эксперимента.
Различие теоретического и эмпирического уровней познания осуществляется и по методам познания. Для эмпиреческого уровня основными методами выступают реальный эксперимент, реальное наблюдение, эмпирическое описание и измерение. Теоретическое исследование опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, логическое и историческое исследование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
- Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Основные этапы развития науки и типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.
- Научное познание и его специфика. Наука и вненаучное знание. Структура научного познания
- Понятие метода и методологии. Основные формы научного познания
- Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы науки, философские принципы.
- Традиции и инновации в динамике науке и феномен научной революции.