logo
Наука как деятельность

Традиции и инновации в динамике науке и феномен научной революции.

Традиция в науке – способ бытия и воспроизводства элементов научного наследия, идеалов и норм науки.

Инновация в науке - это нововведение; явлении науки, которого не было на предшествующих стадиях ее развития и которая получила в ней признание, социализировалась, вписалась в науку, закрепилась в знаковой форме.

Научная революция – это фундаментальное изменение содержания научного знания, обусловленное переходом к изучению новых типов объектов, средств наблюдения , обоснованию новой научной картины мира с иными идеалами обоснования и организации научного знания.

Выделяются следующие основные типы научных революций: 1) переработка картины мира без радикального изменения идеалов и норм исследования и философских оснований науки; 2) изменения научной картины мира, сопровождающееся частичной и радикальной заменой идеалов и норм научного исследования, а также его философских оснований.

Важнейшим аспектом глобальных научных революций является выработка новых методологических принципов и утверждения новых идеалов и норм науки.

К историческим примерам научных революций можно отнести:

1) Переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира на основе математике и физике XVI-XVIII вв.;

2) Переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов;

3) Возникновение электродинамической картины мира;

4) Cоздание квантово-релятивистской физике в начале XXв. и др.

Гуманитарные параметры современной науки. Этос науки и проблемы социальной ответственности ученого.

Современная наука учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но с ценностно-целевыми структурами.

Каковы моральные нормы творческой деятельности ученого? Ценностный императив во многом определяет специфику профессиональной этике ученого и диктуют некоторые моральные нормы творческой деятельности ученого:

  1. Требования научной объективности, т.е. служения истине и только истине, предполагающее объективный, честный подход к предмету исследования.

  2. Добросовестность в отношении к научному труду, его результату, предполагающее наличие критической рефлексии и рационального сомнения ученого в процессе отыскания истины, проверку выводов исследований;

  3. Требования обоснованности и доказательности получаемых результатов методами и средствами самой науки;

  4. Высокая требовательность к себе, скромность и самокритичность, отсутствие самомнения и зазнайство, умение признавать свои ошибки и давать объективную оценку собственной деятельности и ее результатов открыто отказаться от взглядов и положений, оказавшихся ошибочными;

  5. Умение уважать научные результаты своих предшественников и коллег, защищать науку от плагиата, уважать мнение оппонентов.

Предметная область науки включает две основных системы знаний:

• систему знаний о природе — естествознание (естественные науки);

• систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки).

Специфика естественных наук: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.

Специфика гуманитарных наук: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

Постановка вопроса разделения наук на науки о природе и науки о духе принадлежит неокантианцам Вильгельму Виндельбанду, Генриху Риккерту и представителю “философии жизни” Вильгельму Дильтею.

Объяснение - понимание. Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к нам. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение - главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе.

Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию.

Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, чувствования, сопереживания не может быть одинаковой.