31) Западная философия II пол. XX века. (Общая характеристика и анализ одного из направлений: герменевтика, философия науки, структурализм, постмодернизм).
Особенности западной философии ХХ столетия
Классическая западноевропейская философия, внесшая огромный вклад в становление и развитие техногенной цивилизации, со второй половины XIX в. начинает утрачивать свои позиции. На смену безраздельно господствовавшему долгое время философскому рационализму стало приходить иррациональное восприятие действительности. В результате к концу XX столетия рационалистический подход к миру был значительно потеснен многообразными направлениями иррационализма и интуитивизма.
Радикальные изменения в западной философии, позволившие для ее обозначения ввести термин «неклассическая философия», вызваны не только внутренними потребностями развития самой философской мысли, но и внешними социокультурными факторами. Прежде всего следует отметить, что несокрушимой вере мыслителей в силу человеческого разума был нанесен первый удар французской революцией 1789 г. Общество, которое считалось основанным на «принципах разума», официально положившее учение «гениев человечества» в основу своей политики, на поверку оказалось неразумным и нечеловечным. Террор и гражданская война во Франции заставили многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. Некоторые мыслители (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека. Было показано, что попытка создать всеобщее мировоззрение на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия и его атомизации нереальны. С одной стороны, происходила «невилировка», усреднение человека, а с другой - одиночество и беспомощность человека перед миром как предел индивидуализма.
XX век принес человечеству не только огромные успехи в науке и технологиях, но и целую вереницу революций, две мировые войны, крушение колониальной системы, формирование социалистической системы и ее распад, возникновение глобальных проблем, ставящих под вопрос бытие всего человечества.
Первая и вторая мировая война показали, что наука может быть использована для массового уничтожения людей и их культуры. Социально-экономические потрясения буржуазного общества в XX в.; появление массового общества, революция в естествознании, развитие средств массовой информации, мощное развитие науки и техники, компьютеризация общества - все это нашло отражение в философии, способствовало изменению мировоззрения.
Эти процессы вызвали отход от классического видения мироздания, пересмотр проблемы смысла человеческого бытия, места человека в мире, его отношения к богу, к смерти и бессмертию, его конечного предназначения. Положение в философии начало радикально изменяться, происходил пересмотр целей и задач философствования, на передний план выдвинулись новые проблемы и способы их решения. Возрос интерес к тем сторонам жизни и деятельности человека, общества и бытия в целом, которые либо не выражались традиционными философскими течениями, либо присутствовали в них в качестве переферийных и не заслуживающих внимания. Так, например, стали обращать больше внимания на существование человека, на его свободу в качестве первичных реальностей.
Произошла также локализация отдельных проблем, при решении которых сформировались самостоятельные направления. Cначала это происходило либо в виде своеобразного дополнения классических философских систем (неогегельянство, неокантианство) и даже обновления философии Фомы Аквинского (неотомизм), либо в жесткой форме путем полного отбрасывания классических традиций в философии (позитивизм, экзистенциализм)
Внутрифилософские процессы распада классических схем философии на рубеже XIX-XX вв. происходили на фоне кардинальных изменений в культуре. Культура как бы «раскалывается» на тех, кто выступает за научно-технический процесс и на тех, кто против него. Формируются две социокультурные ориентации, каждая из которых по-своему осмысливает абсолютизированный образ науки - сциентизм и антисциентизм.
Если представители сциентизма рассматривали научное знание в качестве наивысшей ценности, то антисциентисты осуществляют широкую критику науки как формы постижения мира и социального института, рассматривая науку в качестве демона, угрожающего существованию человеческой цивилизации. Сегодня в философии происходит осознание того, что наука является весьма важным, но не единственным путем познания мира, обеспечивающим человечеству не только знание, но и социальный комфорт и личную безопасность. Поэтому философы стремятся заново осмыслить мистические и эзотерические учения Востока, найти смысл в примитивных религиях и магии, в социальных утопиях различных времен и народов. В то же время происходит ослабление установки только на науку, осуществляется поиск нового типа рациональности, синтез научного и ценностного подходов.
Философская мысль занята поиском оснований человеческого и природного бытия, что осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях. Для первого направления характерно осознание всеобщих предельных оснований, универсальных для всей культуры и природы. Особенностью второго направления является выработка новых областей философствования, таких как философия культуры, философия техники, философия хозяйства, философия права и др. Эти новые области философствования занимают все больше места в системе философского знания и играют все возрастающую роль в развитии самой философии на различных ее иерархических уровнях.
Из отличительных черт философии ХХ века наиболее важными являются следующие: идеальный мир, создаваемый философией ХХ века, является результатом деятельности различных народов, принадлежащих к разным культурам. Это придает ему разнохарактерность, многосторонность. Таким образом духовная культура и философия XX в. характеризуется мозаичностью, наличием самых различных философских течений и школ.
Главные установки и идеи постмодернизма
Жан Лиотар (1924-1998) после опубликования им книги "Состояние постмодерна" (1979, русское издание 1998 г.) стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во второй половине XX века в силу ряда причин, в первую очередь благодаря широкому распространению информационных технологий, возник новый тип культуры — постмодерн. Латинское modo переводится как недавно. Постмодерн, следовательно, можно перевести на русский язык как то, что наступило вслед за недавним.
Согласно Лиотару, для постмодерна характерно окончательное разрушение принципа универсального языка, "никто не владеет целым". Возникло много новых языковых игр, кибернетических, логических, математических, так называемых теорий игр и катастроф. Изменился характер знания, старое знание, функционирующее в форме больших рассказов (толстых книг) и занятое по преимуществу проблемой истины, вызывает недоверие. Теперь ценность научной информации определяется по степени ее операциональности, это означает, что на первый план вышли критерии эффективности и прибыльности.к Люди в качестве "атомов" общества расположены на пересечении прагматических, т.е. жизненно важных для них связей. Эти связи осуществляются в условиях противоборства, агонистики. На смену логике универсальных, незыблемых принципов пришла паралогика (греческое рага означает отклонение).
Паралогика Лиотара это — обращение к агонистике многообразных языковых игр и "маленьких рассказов", позитивная оценка дисконсенсуса, без которого невозможно творчество и научное воображение, замена замкнутой системности открытой, стимуляция производства новых идей, установка на свободу и воображение, принятие ответственности на себя, отказ от единства, идентичности и безопасности, стремление к возвышенному.
Наряду с уже упомянутыми доминантами философского постмодернизма укажем также следующие: дисконсенсус (а не консенсус), дискретность (а не непрерывность и прогресс), нестабильность (а не стабильность), случайность (а не необходимость), игра (а не цель), анархия (а не иерархия), рассеивание (а не центрирование), неопределенность (а не определенность), эстетика парадоксально-возвышенного (а не прекрасного), виртуальное (а не устойчивое вещно представимое), ирония по поводу утопий и признающихся устоявшимися ценностей.
Несколько рискованно сжимая характеристику философского постмодернизма, можно указать, что он культивируется в наши дни в основном в двух вариантах — умеренном и авангардистско-анархическом. В своем умеренном варианте постмодернизм является, пожалуй, вполне оправданной реакцией на реалии конца XX в., на всемерное возрастание многообразия. Что касается авангардистско-анархического постмодернизма, то в нем преобладает эпатаж, отрицание всего и вся. Такая философии приветствуется немногими из числа профессиональных философов.
- 1) Мировоззрение, его структура и функции.
- 2) Мифология как тип мировоззрения.
- 3)Религия как тип мировоззрения.
- 4) Философия как тип мировоззрения. Философия как тип знания. Природа философских проблем. Значение философии.
- 5) Основная проблематика первых философских школ Древней Греции.
- 6) Сократ, его роль в античной философии
- 7) Философия Платона.
- 2 Стабильные формы госуд: аристократия и монархия.
- 8) Философия Аристотеля.
- Идея души
- Теория познания и логика
- Учение о добродетелях
- Учение о государстве
- 9) Мировоззренческие типы античной философии (кинизм, эпикурейство, скептицизм, стоицизм).
- 10) Средневековая философия: возникновение, характерные черты.
- 11) Проблема веры и разума в средневековой философии (От Августина до ф. Аквинского).
- 13) Ф. Бэкон о природе, науке, путях и методах познания.
- 14) Философия т. Гоббса.
- 15) Философский рационализм: Декарт и его учение о методе.
- 16) Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 17) Философский скептицизм д. Юма
- 18) Философия Просвещения: учения о природе и ее познании.
- 19) Философия Просвещения о человеке и обществе.
- 20) Философия Канта.
- 21) Философия Гегеля. В тетради
- 23)Основные принципы и идеи марксистской философии.
- 25) Иррационализм в постклассической философии (Шопенгауэр, Кьеркегор).
- 27) Философия жизни (ф. Ницше).
- 28) Феноменология э. Гуссерля.
- 29) Основные положения и течения философии экзистенциализма в хх веке.
- 30) Философия психоанализа.
- 31) Западная философия II пол. XX века. (Общая характеристика и анализ одного из направлений: герменевтика, философия науки, структурализм, постмодернизм).
- 32) Философия о сущности мира. Категория бытия. Основные формы бытия.
- 33) Категории материи, движения, пространства и времени.
- 34)Идея развития. Диалектика. В тетради
- 35) Познание как деятельность. В тетради
- 36) Проблема истины в философии.
- 37) Наука как деятельность, знания и социальный институт. Специфика социально-гуманитарного знания.
- 38) Наука и техника. Проблемы философии техники.
- 39) Методология научного познания. Диалектика как философский метод познания.
- 40) Понятие общества. Различные конструкции в объяснении общественной жизни. Идеализм в понимании общества
- 41) Сущность материалистического понимания общества. Общество как система.
- 42) Культура как общественное явление.
- 43) Проблема периодизации общественного процесса
- 44) Формации, культуры, цивилизации. Закономерности культурно-цивилизационного процесса.
- 46) Философия о природе человека: различные подходы.
- 47) Проблема социального и биологического.
- 48) Ценностный мир личности. Понятие ценности. Классификация ценностей. Этические, религиозные и эстетические ценности
- 49) Философия о смерти и бессмертии человека, смысле человеческого бытия
- 50) Проблема свободы личности. Свобода и ответственность