38) Наука и техника. Проблемы философии техники.
Существует несколько соотношений науки и техники:
* техника — это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки;
* развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов;
* процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;
* техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни;
* философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.
Основные проблемы философии техники
* Различение искусственного и естественного
* Оценка техники
Проблема соотношения науки и техники
В современной литературе по философии техники сформулировано несколько различных подходов к решению этой проблемы:
(1) Техника - это прикладная наука. Иначе говоря, наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. Такая модель взаимодействия науки и техники получила название линейной. Несмотря на наличие в ней рационального зерна, она все-таки является чрезмерным упрощением реальных отношений, складывавшихся между наукой и техникой на протяжении столетий.
(2) Наука и техника развиваются автономно друг от друга, однако эти процессы являются все же координированными. Эту модель взаимодействия в литературе называют эволюционной. Координация развития науки и техники имеет эмпирическую составляющую: иногда наука использует технические устройства для получения собственных результатов, иногда научные результаты успешно используются в технике. В эволюционной модели можно выделить три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: науку, технику и производство. Развитие каждой из них описывается по эволюционной схеме, принадлежащей С. Тулмину: создание новых вариантов (фаза мутаций) - отбор вариантов для практического использования (фаза селекции) - распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более широкую сферу (фаза диффузии и доминирования). Эта же схема приложима и к взаимодействию всех трех сфер. В науке создаются новые варианты, техника осуществляет их отбор, отобранные варианты распространяются в производстве.
(3) Наука развивалась в зависимости от уровня современной ей техники (точка зрения, в чем-то обратная линейной модели). Конкретизируя свою позицию, ее сторонники утверждают, что научное знание развивалось за счет исследования технических аппаратов и инструментов в попытке раскрыть загадки их функционирования. Конечно, такие исследования в истории науки неоднократно имели место. Но все же исследований другого типа было, по-видимому, гораздо больше.
(4) Наиболее реалистичной и соответствующей многим историческим фактам представляется позиция, в соответствии с которой, до конца XIX в. наука и техника действительно развивались обособленно, регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но в настоящее время развитие техники осуществляется именно на основе современных научных достижений. Вообще историю взаимоотношений науки и техники, как отмечают исследователи, можно разбить на четыре периода. В первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические. Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.). Третий период - классический (до середины XIX века) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий. Последний (четвертый) период (настоящее время) отмечен осуществлением комплексных исследований, интеграцией технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем дальнейшей дифференциацией и "отпочкованием" технических наук от естественных и общественных.
Общие характеристики техники
* К основным характеристикам техники, определяющим ее сущность, относят следующие:
o Техника есть искусственное образование, она специально изготавливается, создается человеком. В этом смысле техника - продукт культуры, а не природы. Техника воплощает в себе культурные идеи и опыт. Создание и использование техники подразумевает существование технологии и специальной организации деятельности, как индивидуальной, так и коллективной.
o Техника является средством, орудием, которая служит для решения определенных задач, удовлетворяя тем самым какие-либо потребности человека. В силу этого к технике можно отнести любые такие средства: от простейших орудий труда до сложнейших технических систем.
o Мир техники - это отдельная, самостоятельная реальность. Техника может противостоять не только природе, как искусственное - естественному, но и человеку (как творение - творцу). Чем более независимой, автономной от человека становится техника, тем более зависимым в своем существовании от техники становится человек.
o Техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы, природа при этом рассматривается как неиссякаемый источник энергии и материалов, а техника, создаваемая на основании современных научных теорий, становится средством подчинения природы человеку. Основные виды современной технической деятельности - это инженерное конструирование и изобретение.
o Техника в современном мире тесно связана с технологией, а та, в свою очередь, со всем комплексом естественнонаучного и технического знания. Уровень развития техники напрямую зависит от уровня научного и технологического развития общества, а опосредованным образом - от культурного уровня общества в целом.
- 1) Мировоззрение, его структура и функции.
- 2) Мифология как тип мировоззрения.
- 3)Религия как тип мировоззрения.
- 4) Философия как тип мировоззрения. Философия как тип знания. Природа философских проблем. Значение философии.
- 5) Основная проблематика первых философских школ Древней Греции.
- 6) Сократ, его роль в античной философии
- 7) Философия Платона.
- 2 Стабильные формы госуд: аристократия и монархия.
- 8) Философия Аристотеля.
- Идея души
- Теория познания и логика
- Учение о добродетелях
- Учение о государстве
- 9) Мировоззренческие типы античной философии (кинизм, эпикурейство, скептицизм, стоицизм).
- 10) Средневековая философия: возникновение, характерные черты.
- 11) Проблема веры и разума в средневековой философии (От Августина до ф. Аквинского).
- 13) Ф. Бэкон о природе, науке, путях и методах познания.
- 14) Философия т. Гоббса.
- 15) Философский рационализм: Декарт и его учение о методе.
- 16) Субъективный идеализм Дж. Беркли.
- 17) Философский скептицизм д. Юма
- 18) Философия Просвещения: учения о природе и ее познании.
- 19) Философия Просвещения о человеке и обществе.
- 20) Философия Канта.
- 21) Философия Гегеля. В тетради
- 23)Основные принципы и идеи марксистской философии.
- 25) Иррационализм в постклассической философии (Шопенгауэр, Кьеркегор).
- 27) Философия жизни (ф. Ницше).
- 28) Феноменология э. Гуссерля.
- 29) Основные положения и течения философии экзистенциализма в хх веке.
- 30) Философия психоанализа.
- 31) Западная философия II пол. XX века. (Общая характеристика и анализ одного из направлений: герменевтика, философия науки, структурализм, постмодернизм).
- 32) Философия о сущности мира. Категория бытия. Основные формы бытия.
- 33) Категории материи, движения, пространства и времени.
- 34)Идея развития. Диалектика. В тетради
- 35) Познание как деятельность. В тетради
- 36) Проблема истины в философии.
- 37) Наука как деятельность, знания и социальный институт. Специфика социально-гуманитарного знания.
- 38) Наука и техника. Проблемы философии техники.
- 39) Методология научного познания. Диалектика как философский метод познания.
- 40) Понятие общества. Различные конструкции в объяснении общественной жизни. Идеализм в понимании общества
- 41) Сущность материалистического понимания общества. Общество как система.
- 42) Культура как общественное явление.
- 43) Проблема периодизации общественного процесса
- 44) Формации, культуры, цивилизации. Закономерности культурно-цивилизационного процесса.
- 46) Философия о природе человека: различные подходы.
- 47) Проблема социального и биологического.
- 48) Ценностный мир личности. Понятие ценности. Классификация ценностей. Этические, религиозные и эстетические ценности
- 49) Философия о смерти и бессмертии человека, смысле человеческого бытия
- 50) Проблема свободы личности. Свобода и ответственность