logo search
К познанию социальной истории России 1

Часть IV. Специально-исторические методы познания

Эффективная разработка методологии всегда предполагает соотнесение ее с предметом науки, т.е. с той или иной конкретной областью объективной действительности. В конечном счете методы, закономерности, принципы познания обусловливаются спецификой предмета, его объективной природой. Это положение верно и для исторической науки, имеющей весьма богатую и сложную предметную область.

Начнем с понятия истории. Оно многозначно. Вспомним поэтические строки Николая Доризо:

История, ты не тома,

Что я читаю в час досуга,

История, ты жизнь сама,

А это больше, чем наука!

В живой шеренге вековой

Не первый я и не последний…

История, ты возраст мой,

Ты разум мой тысячелетний.

Поэт, безусловно, прав в главном: история – это не только ученые трактаты, она органически связана с «живой шеренгой» человечества, с его социальной памятью. Раскрывая преемственность в общественном процессе, история на основе познания прошлого позволяет понять настоящее, предвидеть в определенной мере характер будущего развития. История – это память человечества.

Это один взгляд на историю. Но есть и другие интерпретации, которые могут быть обобщены ставшей афоризмом знаменитой фразой французского академика Поля Валерии: история – это самый опасный продукт, выработанный когда-либо химией интеллекта. Стало быть, предмет исторической науки значителен и разные люди к его определению подходят порой с диаметрально противоположных позиций.

Необходимо разделять научное и бытовое значение термина «история». В научном значении понятие «история» имеет два смысла: 1) история – это объективная, развивающаяся действительность; 2) история – познание этой объективной деятельности.

Во втором значении – в значении познания – история выступает как наука.

Методы же в исторической науке «служат как бы переходным мостом от методологической теории к практике исследовательской работы. В этом заключается их важное прикладное значение» (Н. Н. Маслов).

Специально-исторические методы исследования делятся на две группы. Первая из них примыкает к историческому общенаучному методу, строится на различных вариантах членения исторического времени и анализе исторического процесса в рамках этого членения. К таким методам относятся синхронный, хронологический (и его разновидность – проблемно-хронологический), метод периодизации (диахронный).

Другая часть специально-исторических методов исследования тяготеет к логическому общенаучному методу и основывается на теоретическом исследовании и сопоставлении исторических событий и проявляющихся в них закономерностей. К ним принадлежат методы исторических параллелей (сравнительно-исторический), исторического моделирования (ретроспективный), структурно-системный и метод актуализации.

Поскольку исторический и логический методы находятся в диалектическом единстве, грани, их разделяющие, условны и подвижны, поскольку относительно и условно и деление специально-исторических методов на две указанные группы.