35. Дать объяснение понятию общественного производства. Охарактеризовать материальное и духовное производство.
Общественным производством называют процесс воспроизводства всей совокупности общественной жизни, которая охватывает как сферу материального, так и духовного производства, влечет за собой изменения всего общества, его социальной структуры,
политической организации и других сфер общественной жизни.
Материальное производство - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Результатом материального производства являются материальные вещи. Духовное производство - осуществляется не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это производство духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, который представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей материальной природы он не может, поскольку этому мешают:
1. Его материальное происхождение.
2. Его предназначение, поскольку основная функция духовной жизни - это ориентация человека в мире., она направлена на изменение материальной жизни общества. Кроме того, продукты духовной деятельности - идеи, нормы, идеалы - чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, т.е. воплотиться в что-нибудь этакое: звук, предмет, символ, а также в знак.
Принципиальное различие между материальной и духовной деятельности людей сводится к следующему:
1. Духовные потребности человека, в отличие от других не заданы биологически. Потребность в освоении науки, культуры сама по себе не возникает. Она формируется и развивается социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования.
2. Особенности духовных потребностей заключаются в том, что они не имеют предела роста, в отличие от материальных потребностей.
3. Конечным продуктом ДП являются идеальные образования. Продуктом МП являются всякие вещи.
4. Материальные и духовные богатства принципиально различны. Идеальные образования имеют всеобщий характер потребления. Поэтому 6-ю хлебами нельзя накормить 1000 человек, а 6-ю идеями - можно обогатить внутренний мир. Принципиальным отличием духовного производства от материального является то, что применяемые в нем средства труда (идеи, образы) невозможно отделить от непосредственного производителя.
5. Духовная деятельность самоценна.
6. В МП ценится не созидатель, а обладатель. В ДП наоборот.
7. В сфере МП большинству членов общества навязывается сам труд, продукты этого труда изымаются. В ДП все происходит наоборот. ДП формируется при участии людей, профессионально занимающихся умственным трудом. Рез-том ДП являются идеи, теории, образы, дух ценности, дух связи индивидов, и наконец, сам человек
Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
- 4.Сформулировать основной вопрос философии и дать характеристику двум его сторонам.
- 12 . Осветить зарождение и развитие философской мысли в Украине в 11-18 веках.
- 13 . Рассмотреть развитие философии в России и в Украине во второй половине 19 и 20 вв
- 14.Определить категорию бытия. Осветить становление проблемы бытия в истории философии.
- 15. Охарактеризуйте основные формы бытия и раскройте их единство и специфику
- 16. Рассмотреть проблему субстанции. Дать опрееделение категории «материя» и «дух» и проанализировать их соотношение
- 17. Определение понятия движение, его основные формы и принципы их классификации
- 18. Дать определение пространства и времени. Дать характеристику пространственно-временным концепциям.
- 19. Проблема единства мира: основные концепции
- 20.Дать определение понятия диалектика и проанализировать их формы
- 21. Охарактеризуйте объективную и субъективную диалектику, показать их единство и отличие
- 22. Раскрыть диалектику как систему принципов, законов и категорий
- 23. Рассмотреть становление идеи развития в истории философии и науки
- 24.Развитие как принцип диалектики
- 25. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 27. Закон отрицания отрицания
- 28. Визначити поняття «категорії. Проаналізувати категорії «одиничне – загальне», «зміст – форма», «сутність – явище» як рівні структурної організації буття.
- 29. Визначити поняття категорії . Проаналізувати категорії «причина – наслідок», «можливість – дійсність», «необхідність – випадковість» як вияв універсальних звязків детермінації.
- 30. Висвітлити діалектику і метафізику як альтернативні методи осягнення дійсності та практичної дії.
- 31. Определить понятие природы и общества и показать их единство и отличия
- 32. Охарактеризовать основные исторические этапы и типы взаимодействия общества и природы.
- 33. Рассмотреть основные концепции общественной жизни: натурализм, идеализм, материализм.
- 34. Определить понятие общественных отношений, охарактеризовать их виды и структуру. Рассмотреть общество как систему отношений.
- 35. Дать объяснение понятию общественного производства. Охарактеризовать материальное и духовное производство.
- 36. Рассмотреть способ производства, проанализировать его структуру и роль в обществе.
- 37. Осветить понятия общественно-экономической формации. Дать структуру и охарактеризовать формационный подход к анализу исторического процесса.
- 38. Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
- 39.Роскрыть сущность диалектико-материалистического понимания истории.
- 40. Сознание. Сознание как философская проблема
- 41. Дать анализ природных предпосылок сознания. Охарактеризовать отображение и эволюцию основных форм
- 42.Социальная сущность сознания. Общественно-исторические основы возникновения
- 43. Структура сознания и ее свойства
- 2.Следующий уровень – ценностно-волевой.
- 44. Общественное и индивидуальное сознание их связь
- 45. Структура общественного сознания (ос) :уровни,сферы,формы
- 46.Закономерности развития общ.Сознания
- 47.Основные концепции теории познания в истории философии
- 48. Познаваемость мира как философская проблема и основные варианты ее решения
- 49.Диалектика процесса познания. Единство чувственного, рационального и интуитивного в познании.
- 50. Понятие истины. Истина и заблуждение. Основные характеристики истины
- 51.Проблема критерия истины в философии
- 52.Понятие науки. Специфика научного познания
- 53. Методы и формы научного познания
- 54. Специфика философского понимания человека.
- 55. Проблема антропосоциогенеза , её современное положение
- 56. Единство природного, социального и духовного в человеке
- 57. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 58. Проблема взаимоотношений человека и общества
- 59. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества
- 60. Глобальные проблемы
- 61. Высказывание Гераклита «Многознание уму не научает»
- 62. Высказывание Сократа «я знаю, что ничего не знаю»
- 63. Философия : мировоззрение или наука
- 64. Высказывание Энгельса «о телах…»
- 65.Как вы понимаете афоризм Гераклита «в одну и ту же речку нельзя войти дважды»?
- 66. Стародавние мыслители утверждали «в здоровом теле – здоровый дух». Ваше понимание этого утверждения.
- 67. С каким, на ваш взгляд, законом диалектики связано выражение : «Новое – это хорошо забытое старое»?
- 68. С каким, по вашему мнению, законом диалектики связано выражение «Капля точит камень не силой, а частым падением»?
- 69. Согласны ли вы с выражением стоиков, что человек « бедный богатый в нищете, свободный в кандалах, счастливый в болезни»?
- 70. Как вы понимаете афоризм Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
- 72. Тождественные ли понятия «причина» и «повод»?
- 73.Можно ли считать правильным выражение «Это было верно в свое время, сейчас это неверно»?
- 74. Как вы понимаете китайскую мудрость: «нельзя построить новый колодец, не разрушив старый»?
- 75. Как вы относитесь к выражению а.Камю: «Что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой»?
- 76. Как, на ваш взгляд, связаны понятия «необходимость» и «свобода»?
- 77. Как вы понимаете выражение Аристотеля «Платон мне друг , но истина дороже»?
- 78.Как вы понимаете выражение Сократа «Познай самого себя»?
- 79.»Теория без практики мертва,практика без теории слепа»
- 80.В чем, по-вашему общее и отличное истин философии и науки?
- 81.Согласны ли с утверждением Пиррона, что счастье человека в невозмутимости и спокойствие духа?
- 82.Как вы понимаете выражение «Послушного судьба ведет, а непослушного-тащит»?
- 83. Что такое фатализм и волюнтаризм?
- 84. Чего в человеке больше: природного, социального или духовного?
- 85. Как понимать выражение в.И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и создает его»
- 86. Как понимать выражение б.Спинозы: «Свобода есть осознанная необходимость»?
- 87. Как Вы оцениваете утверждение й. Дицгена: «Мозг также выделяет мысль, как печень выделяет желчь»?
- 88. Что означает, По – Вашему, быть свободным?
- 89. Согласны ли Вы с выражением: «Со всех позиций машина может стать моделью человека»?
- 90. Согласны ли Вы с выражением, что интуиция – особенный род познания истины, который не опирается на практику и законы логики?