logo search
подходы к воспитанию)

Системный подход к построению воспитательного процесса

Известен давно, однако научным направлением стал в конце 40-х – начале 50-х г. 20века. Его основателем считают австралийского биолога Л. Фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем.

Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.

Понятия:

  1. Система – «Система – это комплекс взаимодействующих компонентов» (Берталанфи).

  2. Воспитательная система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка.

  3. Системность – отличительная особенность сложноорганизованных объектов (систем) природной и социальной действительности, выражающихся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов.

  4. Элемент- это минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать делимой.

  5. Структура – это способ установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия и интеграции.

  6. Компонент – это некая часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями.

  7. Связь – наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь.

  8. Системообразующий фактор – существенное обстоятельство создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.

Принципы:

Методы:

  1. Системный анализ – это комплекс взаимосвязанных приемов и процедур исследования и конструирования сложных и сверхсложных объектов и процессов.

  2. Системный анализ – заключается в попытке осуществить интеграцию системных представлений об одном и том же объекте, полученных при различных «срезах» с этого объекта.

  3. Моделирование – метод познавательной и практической деятельности, позволяющей адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях и тенденциях функционирования и развития процесса воспитания.