Общее, особенное, единичное:
Общее, — философская категория, которая обозначает сходство явлений и предметов, повторяемость объединяющих их характеристик. Общее противостоит как противоположность единичному.
Единичное — философская категория, которая служит для обозначения отдельного, ограниченного в пространстве и времени предмета или явления определенного качества, противопоставляемого другим единичным и общему; это вся совокупность признаков и характеристик отдельного предмета. Иногда выделяют и категорию «отдельное», которая показывает связь всех индивидуальных параметров предмета и параметров, общих с другими предметами, и только характерных для данного предмета. Последнее выражает философская категория «особенное». Она показывает, чем тот или иной предмет выделяется из всех ему подобных. Особенное играет роль связи между общим и единичным.
В пределах материалистической диалектики сложился и другой подход к пониманию общего и единичного. В его рамках принято отмечать «абстрактное всеобщее» от «конкретного всеобщего». Если первое есть одинаковость, похожесть элементов рассматриваемой системы, то второе представляет собой их сплетенный единой взаимосвязью целостный и, вместе с тем противоречивый организм (всеобщее поле). ожные связи и отношения.
Действительность и возможность:
Возможность — философская категория, обозначающая существующие связи, предпосылки, тенденции возникновения того или иного процесса или явления.Возможность — это наличие в недрах старой действительности общей формы новой действительности. Превращение возможности в новою действительность осуществляется в результате наполнения этой формы субстанциальным содержанием.
Виды возможностей:
1. Абстрактная возможность. Она не имеет необходимых условий для реализации, но может быть со временем порождена.
2. Реальная возможность. Она порождается закономерными тенденциями развития объекта, конкретными условиями и имеет объективно необходимые предпосылки в самой действительности.
Причина и следствие:
Решающим фактором, который наполняет возможность субстанциальным содержанием, переводя тем самым действительность, является причина. В ней снимается, преодолевается полярность возможности и действительности.
Причина — это явление, вызывающее к жизни другое явление.
Следствие — это то, что порождено в результате действия данной причины.
Причинность (каузальность) универсальна: в мире нет явления, которое бы не имело бы своей причины (причин), не было бы связано с другими явлениями и процессами причинно-следственными связями. Вот почему при переходе от отдельного случая, конкретного факта к общему невозможно установить начальную причину, так как одна та же связь одновременно выступает и как причина и как следствие. Поэтому для выяснения истинной картины необходимо исследовать максимально возможную совокупность причин и следствий.
Категории «причина» и «следствие» дополняется еще двумя — «условие» и «повод».
Условиями называются те явления или процессы, которые способствуют возникновению следствия, но сами по себе его не порождают.
Поводом называется внешний момент, фактор, который способствует реализации причин, но не определяет проявление следствия..
Причину можно определить как диалектическое единство субстанции и акциденции.
- Объект философии:
- Функции философии:
- Структура философского знания
- Философия Средневековья и эпохи Возрождения
- Философия эпохи Возрождения.
- Философия Нового и Новейшего времени
- Представители
- XVIII — первой половине XIX веков. Представители: и. Кант, и. Фихте, ф. Шеллинг, г. Гегель.
- Отечественная философия в XVIII — начале XX в.
- Развитие философии в Советском Союзе
- Философия бытия
- Концепции бытия
- Материя
- В чем состоит единство мира?
- Картины мира
- Религиозная Картина Мира (ркм)
- Особенности нкм:
- Особенности фкм:
- 1. В отличие от ркм, фкм всегда опирается на нкм как надежный фундамент.
- Типы движения (и материального, и идеального):
- Диалектика бытия
- Этапы диалектического противоречия:
- Основные понятия закона:
- Виды отрицания:
- Содержание и форма:
- Общее, особенное, единичное:
- Субстанция и акциденция:
- Система и субстанция-система:
- Черты самоорганизующихся систем:
- Необходимость и случайность:
- Альтернативы диалектики
- Процесс отражения:
- Субъект и объект познания:
- Проблема познаваемости мира.
- В состав понимания входят:
- Формы познания:
- Свойства истины:
- Уровни научного познания:
- Формы научного познания:
- Методы научного познания:
- Некоторые методы научного познания:
- Индуктивные методы установления причинной связи явлений:
- Общечеловеческие приемы мышления:
- Модели развития науки:
- Наука и общество:
- Функции современной науки:
- Наука и техника
- Признаки информационного общества:
- Отношение человека к технике:
- Последствия влияния техники на человека:
- Развитие личности:
- Человек и природа
- Диалектика природного и социального в человеке:
- Человек и культура
- Политические и правовые ценности:
- Религиозные ценности:
- Смысл человеческого бытия
- Роль ценности в жизни человека
- Социальные классы:
- Сферы жизнедеятельности общества:
- Способы развития общества:
- Направленность общественного развития:
- Стадийность исторического развития
- Теория общественных формаций к. Маркса
- Общественное бытие и общественное сознание
- Законы взаимодействия общественного сознания и общественного бытия:
- Уровни общественного сознания:
- Нравственное (моральное) сознание
- Особенности нравственного сознания:
- Правовое сознание
- Законы развития общества:
- Формы общественного развития:
- Варианты модернизации:
- Формационная и цивилизационная концепции общественного развития:
- Проблема отчуждения
- Насилие и ненасилие
- Причины насилия:
- Человек и исторический процесс, личность и массы:
- Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений):