Анализ и синтез
Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п.
Анализ — необходимый этап в познании объекта. С древнейших времен анализ применялся, например, для разложения на составляющие некоторых веществ. Заметим, что метод анализа сыграл в свое время важную роль в крушении теории флогистона.
Несомненно, анализ занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания.
Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания — перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом.
В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При этом синтез не означает простого механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. позволяет понять подлинное диалектическое единство изучаемого объекта.
Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое. Анализ, предусматривающий осуществление синтеза, своим центральным ядром имеет выделение существенного. Тогда и целое выглядит не так, как при «первом знакомстве» с ним разума, а значительно глубже, содержательнее.
Анализ и синтез с успехом используются и в сфере мыслительной деятельности человека, т. е. в теоретическом познании. Но и здесь, как и на эмпирическом уровне познания, анализ и синтез - это не две оторванные друг от друга операции. По своему существу они — как бы две стороны единого аналитико-синтетического метода познания.
Эти два взаимосвязанных приема исследования получают в каждой отрасли науки свою конкретизацию. Из общего приема они могут превращаться в специальный метод: так, существуют конкретные методы математического, химического и социального анализа. Аналитический метод получил свое развитие и в некоторых философских школах и направлениях. То же можно сказать и о синтезе.
- Часть I. Научное познание и его особенности 10
- Часть II. Общенаучные методы познания 29
- Часть III. Методология историко-социальной науки 61
- Часть IV. Специально-исторические методы познания 120
- Часть V. Методы смежных наук, применяемые в истории 128
- Вместо предисловия
- Часть I. Научное познание и его особенности
- Методы научного познания и их классификация
- Роль философии в научном познании
- Часть II. Общенаучные методы познания Диалектический метод познания, и его применение
- Исторический метод познания
- Наблюдение и описание
- Эксперимент
- Измерение и сравнение
- Абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному
- Идеализация и мысленный эксперимент
- Формализация
- Аксиоматический метод
- Метод гипотезы
- Анализ и синтез
- Индукция и дедукция
- Аналогия и моделирование
- Часть III. Методология историко-социальной науки
- Формационный подход в понимании исторического процесса
- Стратификационная теория общества и теория социальной мобильности
- Цивилизационная теория
- Нетрадиционные подходы в современном обществознании35
- Интегративная модель исторической динамики н.С. Розова
- Русский космизм
- Часть IV. Специально-исторические методы познания
- Синхронный метод
- Хронологический метод
- Диахронный метод или метод периодизации
- Метод исторических параллелей (сравнительно-исторический)
- Метод исторического моделирования (ретроспективный)
- Структурно-системный метод
- Метод актуализации
- Часть V. Методы смежных наук, применяемые в истории
- Статистический (математический) метод
- Метод конкретных социальных исследований
- Методы социальной психологии
- Приложение Примерная тематика рефератов, курсовых работ и дипломных работ по специальности «Социальная работа»
- Примерные темы кандидатских и докторских диссертаций по специальности 07.00.02. – Отечественная история
- Литература Основная рекомендуемая литература
- Дополнительная рекомендуемая литература