logo search
Ист

Эллинистический период

В период эллинизма (IV в. до н. э. – V в. н. э.) философия продолжила свое развитие. Наиболее заметными концепциями являлись эпикуреизм и стоицизм.

Основоположник эпикуреизма - Эпикур считал, что целью философии является достижение счастья. Счастье же представляет собой достижение удовольствия. Но удовольствия бывают разные. Эпикур различал три вида удовольствий: 1) естественные и необходимые; 2) естественные, но не необходимые; 3) не естественные и не необходимые. Наслаждение несут только удовольствия первого вида. Политика, по мнению философа, есть препятствие на пути достижения счастья.

Эпикур был сторонником атомизма Демокрита. Основываясь на принципе свободного движения атомов, философ приходит к выводу о том, что тот же принцип свободы лежит в основе человеческой этики. Мыслитель считал, что истинные знания приобретаются только с помощью чувств.

Наиболее известным последователем Эпикура считается римский мыслитель Тит Лукреций Кар, автор поэмы «О природе вещей», в которой он не только изложил взгляды Эпикура, но и представил первую материалистическую концепцию истории природы и человечества.

Стоицизм был основан в III веке до н. э. Зеноном из Китона. Свое название данное философское учение получило от портика в Афинах (Стоя), где собирались ученики Зенона. К стоикам так же принадлежали Хрисипп, Сенека (воспитатель императора Нерона), Марк Аврелий (римский император).

В данном учении Бог и природа отождествлялись. Мир развивается в соответствии с абсолютной необходимостью, которая понималась и как абсолютная целесообразность. Такой фатализм в стоицизме самым причудливым образом сочетался с понятия свободы воли. Как следствие этого парадоксального сочетания в стоицизме присутствует положение о том, что жить надо в согласии с природой, что означает – жить сообразно разуму. Такая позиция привела стоиков к тому, что, в отличие от патриотических идей Сократа и Платона, они сформировали понятие космополитизма, называя себя «гражданами мира».

Этика стоицизма основывалась на том, что нравственное поведение приводит к ощущению счастья, а безнравственность чревата саморазрушением и болезнью души. Данная концепция была весьма популярна, поэтому стоицизм иногда называют религией народа.