logo search
Вольнякова

Подлинное и неподлинное существование

Одним из моментов, определяющих структуру человеческого бытия, является «бытие-в-мире», а это есть существование в окружающем, среди вещей мира и вместе с ними. Поэтому мир, по Хайдеггеру, это «совместный мир», то есть «со-бытие», или «сосуществование». Даже если это «со-бытие» и не находится в непосредственной физической совместности с другими, все равно это сосуществование, так как любить или ненавидеть другого – это тоже способы совместного бытия в мире. Погруженный в этот мир, человек не может в полной мере быть самим собой; человеческое

существование определяется бытием вещей, природной или социальной средой , а это, по мнению Хайдеггера, есть неподлинное существование. При неподлинном существовании возникает объективный взгляд на личность, когда она вполне оказывается заменимой другой личностью. Это Хайдеггер называет феноменом усредненности. Такая реальность нивелирует личность, каждый уже сам хочет быть похожим на других, не хочет выделяться из толпы, а поэтому невозможно никого сделать ответственными за свои поступки.

При этом Хайдеггер отмечает, что ничто сущее, кроме человека, не знает о своей конечности, смертности, и такое осознание своей историчности, конечности, свободы Хайдеггер называет «бытием-к-смерти», или подлинным существованием, когда раскрываются глубочайшие тайны человеческого бытия. Смерть не может быть понята человеком, она принципиально невообразима. Важно не то, что и как человек думает о самом событии смерти, а какое значение она может иметь для полноты жизни, для бытия человека. Осознание феномена смерти позволяет человеку перейти от неподлинного существования к подлинному.При этом приближение к подлинному существованию не есть неизбежный и естественный процесс, оно заключается в категорическом отказе от неподлинного существования.