logo
Вольнякова

Человеческое бытие: сущность и существование

Сартр исходит из того, что человеческая реальность является совершенно уникальной в мире, несопоставимой ни с какими другими видами сущего. Он заостряет внимание на субъективном мире человека, на проблемах индивидуального бытия личности. Действительное познание человека состоит в том, чтобы рассматривать его не только как социальное существо, как часть общества, а прежде всего как индивидуальное бытие. Это дает возможность понимания и осознания уникальности, неповторимости человеческой личности.

Ничто в мире не может стать причиной человеческого бытия, человеческая реальность детерминирует саму себя целиком, человек есть причина самого себя. Поэтому Сартр провозглашает тезис: существование предшествует сущности. Сначала человек рождается, существует, потом определяет себя, свою сущность. Он – непрерывное созидание, творение самого себя.

То, чем человек станет, определяется его индивидуальным выбором, а не чередой каких-то внешних или даже внутренних причин. Человек просто существует, так как нет никакой природы, которая могла бы определить способ его жизни, нет никаких норм и предписаний, даже «божественных идей», определяющих, что должен делать человек в своей жизни. Человек должен постоянно творить себя, следовательно, постоянно ставить под вопрос свое существование, сам формировать свою личность, индивидуальность и придавать смысл своей жизни.

Именно потому, что человек сам определяет свою сущность, он свободен в том, каким хочет видеть мир, в котором он живет, каким он сам хочет стать. Именно свобода позволяет человеку как можно лучше распорядиться своей жизнью.