Свобода и ответственность
А именно личная ответственность и определяет тот выбор, который каждый человек вынужден делать постоянно. Согласно Сартру, на человеке лежит полная ответственность за его существование, за то, кем он станет; он несет ответственность за свой выбор.
Но человек ответствен не только за свою индивидуальность, он отвечает за всех людей. Каждый из нас, создавая образ человека, каким он хотел бы быть, в то же время создает образ человека, каким он должен быть, то есть такой образ, который значим для всей эпохи в целом. Значит, ответственность человека распространяется на все человечество.
Сартр отрицательно относится к любым социальным институтам, которые всегда нивелируют, подавляют личность, он считает, что место, которое занимает человек в истории – это «конкретная жизненная ситуация». История представляет собой многообразие возможностей, многообразие предполагаемых конкретных действий человека, выбор которых не определен никакими обстоятельствами. Поступки, активные действия человека детерминированы только смыслом, который он вкладывает в данное событие. А поскольку в исторический процесс вовлечено множество людей, то, выбирая свое участие в каких-то событиях, человек несет ответственность и за историю в целом.
Сартр пишет, что бытие человека есть свобода, она не зависит от других людей, но как только начинается действие, каждый должен желать свободы других, более того, человек обнаруживает, что свобода целиком зависит от свободы других людей, а свобода других зависит от его свободы.
Таким образом, в реальной жизни оказывается, что только ответственность определяет свободный, осознанный выбор человека и для Сартра совершенно очевидно, что свобода – это, прежде всего, ответственность. Человек есть деятельный, активный индивид, который никогда не может уклониться от выбора и принятия полной ответственности за этот выбор.
- Вольнякова о.А. Экзистенциализм в философии хх века
- Экзистенциализм
- Карл ясперс
- Бытие как человеческое существование
- Экзистенциальная коммуникация
- «Философская вера» и «осевая эпоха»
- Мартин хайдеггер
- Фундаментальная онтология
- Подлинное и неподлинное существование
- Бытие как открытая возможность
- Бытие и время
- Проблема языка
- Человеческое бытие: сущность и существование
- Бытие и свобода
- Подлинное существование человека
- Свобода и ответственность
- Альбер камю
- Смысл абсурда
- Тема бунта
- Проблема смысла жизни
- «Экзистенциализм - это гуманизм»
- Задания и вопросы для самостоятельной работы студентов