5) Византийская философия
Григорий Палама (Учитель Безмолвия) (1296 — 1359) — Крупнейший мыслитель палеологовской Византии, в своих трудах давший философскую основу восточной мистический практики исихазма. Отправным пунктом в философии Паламы служит необходимость осмыслить опыт познания, заведомо непознаваемого (по сущности) Бога. Его философское решение состояло в различении сущности и энергий ею порождаемых. Любая сущность должна обладать какими бы то ни было проявлениями, действиями или энергиями, иначе эта сущность превращается в несуществующую абстракцию. Однако энергии не изливаются в тварный мир подобно эманациям Плотина постепенно затвердевая, а сохраняются в полноте, и не нарушают трансцендентности Бога по отношению к миру. Нетварные энергии это Сам Бог в Своей обращённости во вне.
6) Схола́стика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Фома Аквинский
(Ангелический Доктор) — выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики, в 1323 г. был причислен к лику святых Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение, созданное Им как бы для сравнения. Считал, что блаженство является конечной целью теоретического познания, поиска абсолютной истины, то есть Бога, причем все это невозможно без божественной благодати. Главной целью государственной власти считал содействие общему благу. Отдавал предпочтение монархии, но не тирании.
Иоанн Дунс Скот — английский францисканец, последний и самый оригинальный представитель золотого века средневековой схоластики и в некоторых отношениях предвестник иного мировоззрения. Резче других схоластиков, различая веру от знания, Дунс Скот решительно отрицал подчиненное отношение наук к теологии. Теология, по Скоту, не есть наука умозрительная или теоретическая; она изобретение не для избежания неведения; при её обширном объёме, она могла бы содержать гораздо больше знаний, чем теперь в ней содержится; но её задача не в этом, а в том, чтобы посредством частого повторения одних и тех же практических истин побудить слушателей к исполнению предписанного. Теология есть врачевание духа : она основана на вере, имеющей своим прямым предметом не природу Божества, а волю Божию. Вера, как пребывающее состояние, а также сами акты веры и, наконец, последующее за верой «видение» суть состояния и акты не умозрительные, а практические. Теоретические познания о Божестве мы имеем лишь настолько, насколько это необходимо для нашего духовного благополучия; при этом Божество познается нами эмпирически чрез испытывание Его действий, частью в физическом мире, частью в историческом откровении. Бога мы не можем понимать, а только воспринимать в Его действиях. Соответственно этому Скот отвергал априорное онтологическое доказательство бытия Божия, допуская только космологическое и телеологическое. Рассматривая мир и мировую жизнь в их положительных и отрицательных свойствах, разум познает Божество как совершенную первопричину, целесообразно действующую, но о собственной индивидуальной действительности Божией мы можем иметь лишь смутное познание. Внутренние определения божества (троичность и др.), сообщаемые в христианском вероучении, не могут быть выведены или доказаны разумом; они не имеют также характера истин самоочевидных, а принимаются лишь в силу авторитета их сообщающего. Однако, эти данные откровения, будучи свыше сообщены человеку, становятся затем предметом разумного мышления, извлекающего из них систематическое знание о вещах божественных. На этом основании и Скот предается умозрениям о предметах веры, первоначально недоступных разуму.Хотя Бог сам по себе есть существо абсолютно простое невыразимое ни в каком понятии, и следовательно Его атрибуты или совершенства не могут иметь в Нем особой реальности, однако, они различаются формально. Первое такое различие — разума и воля. Разумность Божия явствует из Его совершенной причинности, то есть из всеобщего порядка или связи мироздания; воля Его доказывается случайностью единичных явлений. Ибо если эти явления в своей реальности не суть только следствия общего разумного порядка, а имеют независящую от него собственную причинность, которая однако подчинена Богу, как первой причине, то, следовательно, сама первая причина, помимо своего разумного действия, имеет ещё другое, произвольное, или существует как воля. Но как существо абсолютное, или совершенное в себе, Бог не может иметь разум и волю только по отношению к другому, тварному бытию. В Нем самом существуют две вечные внутренние процесса: разумная и волевая — ведение и любовь; первою рождается божественное Слово или Сын, второю изводится Святой Дух, а единое начало обоих есть Бог Отец. Все вещи находятся в уме Божием как идеи, то есть со стороны своей познаваемости, или как предметы познания; но такое бытие не есть настоящее или совершенное, ибо по Скоту идеальность меньше реальности. Для произведения настоящей реальности к идеям ума (божественного) должна привходить свободная воля Божия, которая и есть окончательная причина всякого бытия, не допускающая дальнейшего исследования.
- 3. Картины мира и основные взгляды на строение мироздания
- 4. Проблема человека в философии.
- 8. Философия древнего китая.
- 9. Философская система Платона
- 10.Средневековая философия и ее особенности.
- 2) Каппадокийский кружок
- 3)Латинская философия
- 4) Богословие отцов пустынников
- 5) Византийская философия
- Космология
- Мистика
- 11. Основные методы и структура научного познания
- 12. Наука как специфическая форма духовной деятельности.
- 14. Общество как предмет философского анализа.
- 15. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса
- 17. Учение Платона об обществе и государстве.
- 19. Философия марксизма и ее основные идеи.
- 20. Специфика эмпирического и теоретического знания.
- 21. Проблема истины в философии.
- 22. Философия эпохи просвещения
- Рационализм эпохи просвещения
- Общественный и политико-правовой идеал просвещения
- Просветительская трактовка единой, разумной человеческой природы
- 23.Проблема смысла жизни в философии Проблема смысла жизни человека.
- 24.Практика
- Философия эпохи Возражения
- 26. Личность и общество
- 27.Проблемы культуры в философии.
- 28. Философская антропология л.Фейербаха
- 29. Ценности и их роль в жизни общества и индивида
- 30. Культура и цивилизация
- 31. Человек в системе социальных связей
- 32. Древнеиндийская философия
- 33.Причина и следствие
- 34. Философская антропология.
- 35. Пространство и время как философские категории. Пространство и время как философские категории.
- 36. Основные направления философии XX века.
- 37. Проблема взаимодействия общества и природы.
- 1. Естественнонаучное миропонимание
- 2. Строение вещества, энергия
- 3. Теория относительности
- 4. Учение о самоорганизации
- 5. Революция в естествознании
- 40.Философия экзистенциализма
- 41. Сознание, его происхождение и сущность
- 44. Иммануил Кант
- 45. Структура общественного сознания
- 46.Учение ф. Бекона и р.Декарта : общее и различное
- 47. Философские взгляды Аристотеля
- 48. Немецкая классическая философия
- 49.Понятие общества. Система социальных отношений
- 50. Сознание и бессознательное
- 51.Учение о бытие
- 52. Глобальные проблемы современности и пути их решения
- 54. Основные законы и категории диалектики
- 55. Основные категории философии
- 56. Особенности философии нового времени
- 58. Философские взгляды русских религиозных философов.
- 60. Проблема жизни, смерти и бессмертия в философии.