logo search
Filosofia

16. Рассмотреть проблему субстанции. Дать опрееделение категории «материя» и «дух» и проанализировать их соотношение

Субста́нция — то, что существует самостоятельно, само по себе.

Основная проблема заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип лежит в основе субстанции, из которой состоит вообще всё . Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой всеобщей субстанции нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения).

Материя – это неживая и живая природа, человек с его сознанием и мышлением, человеческое общество. Атрибутами материи являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи.

Дух — 1) философское понятие, обозначающее нематериальное начало; 2) высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности.

Проблемы соотношения духа и материи в философии.

философия установила, что все существующее в мире можно разделить на два качественно отличных друг от друга виды: Материя и Дух. Выявив эти две группы явлений, философы издавна пытаются определить специфику каждого из них.

Марксистская философия считает проблему соотношения Духа и Материи главным и чуть ли не единственным серьезным вопросом философского обсуждения.

Те философы (школы), которые отдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) - производным и зависимым от Материи назывались философскими школами материализму, или просто - Материализмом. 

В общих чертах в рамках материалистической философии можно встретить разные формы материализма. Вульгарный материализм не усматривает в мире ничего другого, кроме материи. Для него даже мысль материальна. Немецкий материалист 19 столетия Бюхнер утверждал, что мозг выделяет мысль точно так, как почки - мочу. Метафизический материализм признает материю извечно неизменной основой действительности, а отсюда, по его мнению, в мире нет никаких внутренних противоречий, нет никакого развития. Марксизм в противоположность вульгарному материализму называет себя материализмом научным, а в противоположность материализму метафизическому называет себя материализмом диалектическим.

Философия, которая провозглашает Дух первичным, а материю - вторичной называется Идеализмом. Те философские школы, которые признают существование Духа, как такого, который ни от чего не зависит; как Закон, который существует сам по себе и управляет процессами мира, раскрывает себя в мире называют объективными идеалистами

Те философские школы, которые признают существование субъективного духа, то есть существование совокупности тех явлений, которые мы называем продуктом нашего сознания и которые по оценками таких философов, "создают" мир и все, что в нем, называют Субъективными идеалистами.