56. Единство природного, социального и духовного в человеке
В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов. Существование этих, факторов признают все. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные протосоциальные схемы поведения человека. Несмотря на всю значительность социальной сущности человека, ее нельзя отрывать или противопоставлять природному, биологическому началу. Человек - сложное природное образование, живой организм, обладающий биологическими потребностями, функциями, высшими интеллектуальными и другими формами психики. Он находится в сложных биологических отношениях к другим людям, как биологическим существам, к животному и растительному мирам и неорганической природе. Биологическая природа человека составляет необходимый уровень человеческой сущности. Чтобы быть существом социальным, человек должен быть прежде живым существом, обладающим наиболее сложной среди живых существ биологией. Сегодня, в эпоху НТР, биологические основы человеческого существа подвергаются мощному деформирующему воздействию. Нервно-психологические стрессы, загрязнение окружающей среды и т.д. сделали одной из глобальных проблем сохранение человека как биологического вида. Это заставляет во многом переосмысливать проблему соотношения биологического и социального в человеке. Как биологический вид человек чрезвычайно пластичен. В отличие от животных других видов биологическая организация человека позволяет ему адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Однако и его возможности не безграничны - сейчас мы близки к порогам, за пределами которых биологическая организация человеческого существа претерпевает необратимые, разрушающие ее изменения. Никогда ранее среда обитания человека не была так насыщена ионизирующими излучениями и загрязнена химическими веществами, вредными для самого его существования и крайне опасными для его будущего, поскольку активизировался мутационный процесс, возросло его отрицательное воздействие на наследственность человека. Особую сложность нынешней ситуации придает то, что пагубное воздействие многих факторов (например, радиации) непосредственно не ощущается людьми и скажется лишь в будущем. Все это делает пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимым. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать насилия над ней. С другой стороны следует подчеркнуть, что успехи современной науки в исследовании биологии, генетики и психики человека открывают перед ним возможности, позволяющие лучше адаптироваться к новым факторам природной и искусственной среды и даже, в известной мере, преобразовывать свою биологическую природу применительно к новым задачам в сфере познания и практики. Это в свою очередь, ставит ряд вопросов: изменится ли при этом внешний облик человека и в какую сторону? Не возникнут ли какие-то новые формы человеческого существования, соединенного с кибернетическими устройствами? Hе вступает ли человечество в новую стадию своей эволюции при непосредственном участии генной инженерии и биокибернетики? и др. Эти вопросы, касающиеся биологии, генетики и психики человека будущего, активно дискутируются в современной науке. Итак, человек - одновременно и природное, и общественное существо, но не только. Он еще и духовное существо, несводимое к его социальным функциям. Хотя этот аспект не менее значим, чем два другие, далеко не все исследователи включают его в определения человека. А ведь единство основных качественных характеристик (природное, социальное, духовное), практически нерасчленимых и равноправных, свойственно любому из нас как нормальному представителю человеческого рода Можно сказать, что обретение духовности есть основная цель, назначение, даже предназначение человека: лишь с достижением стадии духовности природно-социальная человеческая индивидуальность может реализовать себя как личность. И в этом плане можно согласится с Н. Бердяевым: "Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни".
- 4.Сформулировать основной вопрос философии и дать характеристику двум его сторонам.
- 12 . Осветить зарождение и развитие философской мысли в Украине в 11-18 веках.
- 13 . Рассмотреть развитие философии в России и в Украине во второй половине 19 и 20 вв
- 14.Определить категорию бытия. Осветить становление проблемы бытия в истории философии.
- 15. Охарактеризуйте основные формы бытия и раскройте их единство и специфику
- 16. Рассмотреть проблему субстанции. Дать опрееделение категории «материя» и «дух» и проанализировать их соотношение
- 17. Определение понятия движение, его основные формы и принципы их классификации
- 18. Дать определение пространства и времени. Дать характеристику пространственно-временным концепциям.
- 19. Проблема единства мира: основные концепции
- 20.Дать определение понятия диалектика и проанализировать их формы
- 21. Охарактеризуйте объективную и субъективную диалектику, показать их единство и отличие
- 22. Раскрыть диалектику как систему принципов, законов и категорий
- 23. Рассмотреть становление идеи развития в истории философии и науки
- 24.Развитие как принцип диалектики
- 25. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 27. Закон отрицания отрицания
- 28. Визначити поняття «категорії. Проаналізувати категорії «одиничне – загальне», «зміст – форма», «сутність – явище» як рівні структурної організації буття.
- 29. Визначити поняття категорії . Проаналізувати категорії «причина – наслідок», «можливість – дійсність», «необхідність – випадковість» як вияв універсальних звязків детермінації.
- 30. Висвітлити діалектику і метафізику як альтернативні методи осягнення дійсності та практичної дії.
- 31. Определить понятие природы и общества и показать их единство и отличия
- 32. Охарактеризовать основные исторические этапы и типы взаимодействия общества и природы.
- 33. Рассмотреть основные концепции общественной жизни: натурализм, идеализм, материализм.
- 34. Определить понятие общественных отношений, охарактеризовать их виды и структуру. Рассмотреть общество как систему отношений.
- 35. Дать объяснение понятию общественного производства. Охарактеризовать материальное и духовное производство.
- 36. Рассмотреть способ производства, проанализировать его структуру и роль в обществе.
- 37. Осветить понятия общественно-экономической формации. Дать структуру и охарактеризовать формационный подход к анализу исторического процесса.
- 38. Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
- 39.Роскрыть сущность диалектико-материалистического понимания истории.
- 40. Сознание. Сознание как философская проблема
- 41. Дать анализ природных предпосылок сознания. Охарактеризовать отображение и эволюцию основных форм
- 42.Социальная сущность сознания. Общественно-исторические основы возникновения
- 43. Структура сознания и ее свойства
- 2.Следующий уровень – ценностно-волевой.
- 44. Общественное и индивидуальное сознание их связь
- 45. Структура общественного сознания (ос) :уровни,сферы,формы
- 46.Закономерности развития общ.Сознания
- 47.Основные концепции теории познания в истории философии
- 48. Познаваемость мира как философская проблема и основные варианты ее решения
- 49.Диалектика процесса познания. Единство чувственного, рационального и интуитивного в познании.
- 50. Понятие истины. Истина и заблуждение. Основные характеристики истины
- 51.Проблема критерия истины в философии
- 52.Понятие науки. Специфика научного познания
- 53. Методы и формы научного познания
- 54. Специфика философского понимания человека.
- 55. Проблема антропосоциогенеза , её современное положение
- 56. Единство природного, социального и духовного в человеке
- 57. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 58. Проблема взаимоотношений человека и общества
- 59. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества
- 60. Глобальные проблемы
- 61. Высказывание Гераклита «Многознание уму не научает»
- 62. Высказывание Сократа «я знаю, что ничего не знаю»
- 63. Философия : мировоззрение или наука
- 64. Высказывание Энгельса «о телах…»
- 65.Как вы понимаете афоризм Гераклита «в одну и ту же речку нельзя войти дважды»?
- 66. Стародавние мыслители утверждали «в здоровом теле – здоровый дух». Ваше понимание этого утверждения.
- 67. С каким, на ваш взгляд, законом диалектики связано выражение : «Новое – это хорошо забытое старое»?
- 68. С каким, по вашему мнению, законом диалектики связано выражение «Капля точит камень не силой, а частым падением»?
- 69. Согласны ли вы с выражением стоиков, что человек « бедный богатый в нищете, свободный в кандалах, счастливый в болезни»?
- 70. Как вы понимаете афоризм Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
- 72. Тождественные ли понятия «причина» и «повод»?
- 73.Можно ли считать правильным выражение «Это было верно в свое время, сейчас это неверно»?
- 74. Как вы понимаете китайскую мудрость: «нельзя построить новый колодец, не разрушив старый»?
- 75. Как вы относитесь к выражению а.Камю: «Что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой»?
- 76. Как, на ваш взгляд, связаны понятия «необходимость» и «свобода»?
- 77. Как вы понимаете выражение Аристотеля «Платон мне друг , но истина дороже»?
- 78.Как вы понимаете выражение Сократа «Познай самого себя»?
- 79.»Теория без практики мертва,практика без теории слепа»
- 80.В чем, по-вашему общее и отличное истин философии и науки?
- 81.Согласны ли с утверждением Пиррона, что счастье человека в невозмутимости и спокойствие духа?
- 82.Как вы понимаете выражение «Послушного судьба ведет, а непослушного-тащит»?
- 83. Что такое фатализм и волюнтаризм?
- 84. Чего в человеке больше: природного, социального или духовного?
- 85. Как понимать выражение в.И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и создает его»
- 86. Как понимать выражение б.Спинозы: «Свобода есть осознанная необходимость»?
- 87. Как Вы оцениваете утверждение й. Дицгена: «Мозг также выделяет мысль, как печень выделяет желчь»?
- 88. Что означает, По – Вашему, быть свободным?
- 89. Согласны ли Вы с выражением: «Со всех позиций машина может стать моделью человека»?
- 90. Согласны ли Вы с выражением, что интуиция – особенный род познания истины, который не опирается на практику и законы логики?