3. Философия и другие сферы знания (религия, наука, политика, искусство)
Философия и религия
Основными элементами, характеризующими развитые формы религии, являются вероучение, религиозная организация (церковь) и культ. Культ – система обрядов (ритуалов) и таинств, характерная для данного религиозного направления. Посредством культа религия обращается не только к умственной, но и к эмоциональной стороне человека. В отсутствие культа религия превратилась бы в нечто сугубо рациональное, стала бы аналогом науки. Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, что для философии наличие культовой стороны не является характерным признаком.
По-иному обстоит дело, если сравнивать содержательную сторону религии и философии. В этом случае необходимо сравнивать две доктрины, т.е. философию и теологию (богословие). Можно выделить несколько вариантов решения вопроса об отношении теологии и философии.
1. «Философия – сама себе теология». Этот вариант наиболее ярко представлен античной философией. Античные философы в большинстве случаев строят самостоятельную религиозно-философскую систему, отличную от современных им народных религий, например, Платон и Аристотель.
2. «Философствование в вере». Наиболее характерно для Средних веков. Философия здесь существует «под знаком» веры. Она непосредственно отправляется от догматов теологии.
3. Философия религиозно нейтральна. Она не строит своего Бога, но и не отвергает Бога религий. Такое отношение характерно для западноевропейской философии XVIII в. Оно широко распространено и в наше время.
4. Открытое признание непримиримости философии и религии. Это атеистическая философия. Нередко она сама превращается в особую религию.
В истории философии доминирующим является второй вариант.
Философия и наука
Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В Античности и Средневековье их почти не различали. Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоянием весьма слабо. Еще только вырабатывались, в том числе и в философии, принципы всестороннего как теоретического, так и экспериментального обоснования знания.
В Новое время, главным образом, благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию. Остальные науки выступали как части философии. Это спокойное согласие философии и науки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философской среде возникло движение против признания философии наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. Как считали представители неопозитивизма (ХХ век), философия не является наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной.
В наши дни каждое из двух утверждений – «философия – это наука» и «философия не является наукой» – имеет своих сторонников. Однако противостояние сторонников и противников признания философии наукой в настоящее время отнюдь не обязательно. И вот почему.
Во-первых, выяснено, что в науке содержатся философские положения. Правомерность этих положений определяется среди прочего и экспериментами. Вместе, например, с математикой философские положения также подвергаются проверке. Так, физическими экспериментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится.
Во-вторых, в философию нельзя допускать необоснованное знание – так считает большинство философов. Но это означает, что ценности науки – вместе с тем ценности философии.
В-третьих, надо признать, что научный характер философии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, например математике и физике, тоже присутствуют эстетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии.
Философия имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но наряду с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.
Философия и политика
Политическая философия непосредственно связана с социальными науками и этикой. Однако было бы ошибочным утверждать, что у нее нет собственных, специфических задач. Она, например, занимается следующими проблемами:
1. Какими пределами ограничивается (или должна быть ограничена) власть государства над остальными членами общества?
2. Возможен ли жесткий контроль за экономической деятельностью людей без ограничения их политических свобод?
3. Допустимо ли, чтобы выборные представители законодательной власти вносили предложения о том, что представляется целесообразным лично им, или же они должны выражать исключительно мнение большинства своих избирателей?
Философия и искусство
Искусство отличается от других форм познавательной деятельности, прежде всего, личностным характером познания, настолько глубоким, что личностно-эмоциональный компонент входит составным элементом в «объект отражения».
Искусство – образное освоение действительности. Здесь превалирует индивидуальное, единичное. Естествознание – понятийная форма отражения, в нем преобладают обобщения разных уровней. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в конкретных, живых образах. Философские произведения тоже могут быть личностными, выражающими личность и переживания философа. Поскольку переживания у разных философов различны, постольку и пониманий этого мира в философии множество. Результаты философствования тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью.
В философии эмоциональный заряд в целом меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, чтобы ставить вопрос о том, является ли философия также и искусством.
Родственность философии и искусства и их взаимопроникновение, вплоть до слияния демонстрируется еще и тем фактом, что, несомненно, философские труды нередко обретали форму художественных произведений (у Платона, Ф. Ницше), а многие выдающиеся поэты и писатели были выдающимися философами-мыслителями (А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой).
- Экзамен по философии. Ответы на вопросы
- 1. Специфика философского знания и его функции
- 2. Философия и мировоззрение
- 3. Философия и другие сферы знания (религия, наука, политика, искусство)
- 4. Основные области философского знания (онтология, гносеология, антропология, аксиология)
- 5. Научное знание, его специфика и строение
- 6. Наука и религия. Вера и знание
- Соотношение веры и знания
- 7. Проблема бытия в истории философской мысли
- 8. Материя как философская категория. Время и пространство
- 9. Познание как объект философского анализа
- Виды познания Современная философия науки возвращается к учению Платона о трех взаимосвязанных путях познания – интуиции, опыте и мышлении. Итак, виды познания:
- Субъект и объект познания
- 10. Концепции истины в истории философии Корреспондентная концепция истины
- Когерентная концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- 11. Модели сознания в истории философии
- 12. Происхождение сознания. Общественное сознание
- 13. Сознание и бессознательное
- 14. Проблема свободы личности, ответственности и отчуждения
- 15. Человек в системе социальных связей
- 16. Структура сознания. Сознание и самосознание
- Марксистская философия
- 19. Особенности русской религиозной философии
- 20. Человек – центральная проблема философии
- 21. Философия Нового времени
- 22. Философия Средних веков
- 23. Античная философия
- 24. Иррационализм как направление в философии XIX – XX вв
- 25. Философия эпохи Возрождения
- 26. Культура и цивилизация
- 27. Философия XX века: основные идеи и направления
- Аналитическая философия
- Постмодернизм
- 28. Глобальные проблемы человечества
- 30. Концепции общественного развития
- 32. Определение и структура мировоззрения
- 33. Человек в мире культуры. Культура и жизненный мир человека
- 34. Искусство как способ познания мира