30. Концепции общественного развития
Философия истории интересуется направленностью исторического процесса.
Древние греки воспринимали мир как завершенный Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это Космоса или жизни человека.
Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. Приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие – это узловые пункты истории, временности, мира, который до своего грехопадения находился в царстве вечности (никто не умирал) и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. История имеет конечный пункт, но он достижим лишь тогда, когда человечество станет Богочеловечеством.
Философия Нового времени вырабатывает рациональные объяснения хода исторических процессов. Сам разум признается источником прогресса (Ф. Бэкон, Р. Декарт), поступательного, от менее совершенного к более совершенному, движения общества. Все чаще время и ход истории считаются линейными процессами.
К. Маркс считал, что последовательный прогресс общества от первобытного до рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического общества обеспечивается развитием производительных сил.
Рассмотренные концепции истории можно изобразить следующим образом.
В наши дни концепция линейного развития общества подвергается критике. Техника становится совершеннее, но становятся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но часто за счет здоровья спортсменов. Все больше успехов в науке и искусстве, но разве они доступны миллионам? К тому же линейная концепция развития общества не учитывает случайности, различного рода «скачки в сторону». Часто не ясно, по каким критериям можно сравнивать прошлое и нынешнее состояние общества, а без этого невозможно в принципе представление о прогрессе.
Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс, и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие.
Короче, многие философы придерживаются нелинейной концепции истории общества. Изобразить нелинейную концепцию истории в виде геометрической линии (или линий) невозможно, никакие линии не могут выразить все богатство истории.
Вплоть до конца XIX века довольно популярной была концепция единства истории человечества. Многим казалось, что любое общество живет по тем же самым правилам и законам, что другое. Благодаря исследованиям Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина была развита концепция локальных обществ (иногда говорят о культурных организмах, цивилизациях). Среди этих локальных обществ чаще всего называют западную, русскую, исламскую, китайскую и индийскую цивилизации.
Анализ хода истории показывает, что он не противоречит формуле «и единство, и многообразие». Единство и многообразие не противоречат друг другу. При всем многообразии современных обществ контакты между ними становятся все более многосторонними. Благодаря этим контактам вызрела новая, всепланетная цивилизация.
Часто подчеркивают, что судьба России – это путь с Запада на Восток и с Востока на Запад. Кто мы, россияне, – европейцы, азиаты, евразийцы? В данном случае термины «Запад» и «Восток» взяты не из географии, а из философии истории. Истоки Запада видят в античности, в выходе на мировую арену Рима, в усвоении частью народов Европы римского умонастроения. Для Запада характерны рационализм, христианская традиция (в основном протестантизм и католицизм), просветительство, представительная демократия, приоритет индивидуалистического начала перед коллективистским, развитая научно-техническая составляющая. Для Востока же характерны мистика, интуитивизм, буддистская и исламская религиозные традиции, приоритет коллективного перед индивидуалистическим, общинность.
Что же касается России, то в ней, как известно, есть все: здесь легко обнаружить как западные, так и восточные корни. А это означает, что Россия должна способствовать диалогу Запад – Восток и на этой основе вырабатывать свои собственные ценности, органично сочетающиеся с идеалами гуманизма, бережного отношения к природе, свободного, справедливого и безопасного мира, практичности.
Каковы те главные принципы, которые укажут дорогу россиянам? Окончательного ответа на этот вопрос нельзя дать. Здесь нет другого пути, кроме полноценного философствования.
- Экзамен по философии. Ответы на вопросы
- 1. Специфика философского знания и его функции
- 2. Философия и мировоззрение
- 3. Философия и другие сферы знания (религия, наука, политика, искусство)
- 4. Основные области философского знания (онтология, гносеология, антропология, аксиология)
- 5. Научное знание, его специфика и строение
- 6. Наука и религия. Вера и знание
- Соотношение веры и знания
- 7. Проблема бытия в истории философской мысли
- 8. Материя как философская категория. Время и пространство
- 9. Познание как объект философского анализа
- Виды познания Современная философия науки возвращается к учению Платона о трех взаимосвязанных путях познания – интуиции, опыте и мышлении. Итак, виды познания:
- Субъект и объект познания
- 10. Концепции истины в истории философии Корреспондентная концепция истины
- Когерентная концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- 11. Модели сознания в истории философии
- 12. Происхождение сознания. Общественное сознание
- 13. Сознание и бессознательное
- 14. Проблема свободы личности, ответственности и отчуждения
- 15. Человек в системе социальных связей
- 16. Структура сознания. Сознание и самосознание
- Марксистская философия
- 19. Особенности русской религиозной философии
- 20. Человек – центральная проблема философии
- 21. Философия Нового времени
- 22. Философия Средних веков
- 23. Античная философия
- 24. Иррационализм как направление в философии XIX – XX вв
- 25. Философия эпохи Возрождения
- 26. Культура и цивилизация
- 27. Философия XX века: основные идеи и направления
- Аналитическая философия
- Постмодернизм
- 28. Глобальные проблемы человечества
- 30. Концепции общественного развития
- 32. Определение и структура мировоззрения
- 33. Человек в мире культуры. Культура и жизненный мир человека
- 34. Искусство как способ познания мира