13. Сознание и бессознательное
Сознание – это особое состояние, свойственное человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.
Сознание – состояние, при котором человек отдает себе полный отчет в собственных мыслях и намерениях.
Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности – в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире, материальном и духовном. Сознание – идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.
Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п.
Все то, что в данный момент не находится в фокусе сознания, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному.
Так называемые автоматизмы могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивные навыки, рутинные трудовые операции и т.п.
Структуры бессознательного различаются, помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый уровень бессознательного, называемый подсознанием. В него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.
Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание. Например, в некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (менее 0,05 с) и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел этих кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.
Философия бессознательного была развита австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом.
О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Но лишь З. Фрейд сумел придать представлениям о бессознательном практическое значение. Они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Созданное им учение называют психоанализом.
Согласно Фрейду, психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – глубокий слой бессознательных влечений. Здесь главенствует принцип наслаждения. «Я» – сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром. Здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я» – инстанция, олицетворяющая собой установки общества.
Путь избавления от неврозов – это анализ психики. Сначала обнаруживают бессознательное (это делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если пациент способен на это, то бессознательное переводится в сознание. Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Доминирует именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все согласны с ними.
Маркс:бессознательное имеет социальный характер. Человек не может освободиться от рабства бессознательного в одиночку. Необходимо освобождение всего общества.
Фрейд: «Оно» – бессознательное. Этой силой управляет либидо. «Сверх-Я» – общественные нормы. Необходима постоянная работа по превращению «Оно» в «Я», освобождение от давления стихии бессознательного. Необходимо усилить «Сверх-Я».
- Экзамен по философии. Ответы на вопросы
- 1. Специфика философского знания и его функции
- 2. Философия и мировоззрение
- 3. Философия и другие сферы знания (религия, наука, политика, искусство)
- 4. Основные области философского знания (онтология, гносеология, антропология, аксиология)
- 5. Научное знание, его специфика и строение
- 6. Наука и религия. Вера и знание
- Соотношение веры и знания
- 7. Проблема бытия в истории философской мысли
- 8. Материя как философская категория. Время и пространство
- 9. Познание как объект философского анализа
- Виды познания Современная философия науки возвращается к учению Платона о трех взаимосвязанных путях познания – интуиции, опыте и мышлении. Итак, виды познания:
- Субъект и объект познания
- 10. Концепции истины в истории философии Корреспондентная концепция истины
- Когерентная концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- 11. Модели сознания в истории философии
- 12. Происхождение сознания. Общественное сознание
- 13. Сознание и бессознательное
- 14. Проблема свободы личности, ответственности и отчуждения
- 15. Человек в системе социальных связей
- 16. Структура сознания. Сознание и самосознание
- Марксистская философия
- 19. Особенности русской религиозной философии
- 20. Человек – центральная проблема философии
- 21. Философия Нового времени
- 22. Философия Средних веков
- 23. Античная философия
- 24. Иррационализм как направление в философии XIX – XX вв
- 25. Философия эпохи Возрождения
- 26. Культура и цивилизация
- 27. Философия XX века: основные идеи и направления
- Аналитическая философия
- Постмодернизм
- 28. Глобальные проблемы человечества
- 30. Концепции общественного развития
- 32. Определение и структура мировоззрения
- 33. Человек в мире культуры. Культура и жизненный мир человека
- 34. Искусство как способ познания мира