Субъект и объект познания
В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рационалистической традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. В докантовской философии под субъектом познания понимали человеческого индивида, под объектом же – то, на что направлена его познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения субъекта и объекта и в связи с этим дал им другую интерпретацию. Кантовский трансцендентальный субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого субъекта. Трансцендентальный субъект Канта первичен по отношению к объекту.
Итак, разделение на объект и субъект начинается с Канта и Гегеля, встречается у Маркса и Ленина, у современных марксистов. Современная западная философия эту модель признает.
Модель субъект-объектного отношения подвергают сомнению:
восточная философия (даосизм), где мир понимается как единое целое;
современный постмодернизм (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез).
Каковы же основные качества субъекта, отличающего его от объекта. Исходная характеристика субъекта – активность. Объект же – это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. На основании всех этих качеств можно дать такое определение субъекта и объекта.
Субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности.
Объект – это сфера приложения активности субъекта.
Различия между субъектом и объектом относительны. Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, например, в одних случаях может выступать в роли субъекта, когда он сумеет овладеть созданным обществом миром культуры, превратить достижения человечества в свои силы и способности. Когда же на него воздействуют другие, когда он служит предметом манипуляции, то он превращается в объект.
- Экзамен по философии. Ответы на вопросы
- 1. Специфика философского знания и его функции
- 2. Философия и мировоззрение
- 3. Философия и другие сферы знания (религия, наука, политика, искусство)
- 4. Основные области философского знания (онтология, гносеология, антропология, аксиология)
- 5. Научное знание, его специфика и строение
- 6. Наука и религия. Вера и знание
- Соотношение веры и знания
- 7. Проблема бытия в истории философской мысли
- 8. Материя как философская категория. Время и пространство
- 9. Познание как объект философского анализа
- Виды познания Современная философия науки возвращается к учению Платона о трех взаимосвязанных путях познания – интуиции, опыте и мышлении. Итак, виды познания:
- Субъект и объект познания
- 10. Концепции истины в истории философии Корреспондентная концепция истины
- Когерентная концепция истины
- Прагматическая концепция истины
- Религиозная концепция истины
- 11. Модели сознания в истории философии
- 12. Происхождение сознания. Общественное сознание
- 13. Сознание и бессознательное
- 14. Проблема свободы личности, ответственности и отчуждения
- 15. Человек в системе социальных связей
- 16. Структура сознания. Сознание и самосознание
- Марксистская философия
- 19. Особенности русской религиозной философии
- 20. Человек – центральная проблема философии
- 21. Философия Нового времени
- 22. Философия Средних веков
- 23. Античная философия
- 24. Иррационализм как направление в философии XIX – XX вв
- 25. Философия эпохи Возрождения
- 26. Культура и цивилизация
- 27. Философия XX века: основные идеи и направления
- Аналитическая философия
- Постмодернизм
- 28. Глобальные проблемы человечества
- 30. Концепции общественного развития
- 32. Определение и структура мировоззрения
- 33. Человек в мире культуры. Культура и жизненный мир человека
- 34. Искусство как способ познания мира