4Философские школы Древней Индии. Буддизм.
Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. - индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времен XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии, в общем и в целом соответствующих основным узловым моментам социально-экономической истории древней и средневековой Индии: "ведический - первая половина I тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический - вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений форме варно-кастового деления общества); классический - с первого тыс. н.э. вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры). Согласно буддизму, все сущее - движение дхарм, их мгновенное взаимодействие , о которых человек не ведает в силу несовершенства своего познания. И сами "состояния" сознания, как нечто устойчивое, суть продукты привычки, памяти и человеческого воображения. Построено оригинальное и малодоступное для простого смертного учение о бытии, не требующее для своего объяснения ни Бога-творца, ни свободно творящих сознания и воли. Но остается вопрос: как на этой объективной основе возможно возвести и обосновать нравственность? Ведь она не может носить эзотерического характера как учение о бытии, должна быть адресована любому страждущему, независимо от его этнической, социальной принадлежности, от уровня образования, воспитания и т.д. и т.п. И это последнее, по собственному признанию Будды, было главной целью его усилий. Но вот здесь-то и начинаются настоящие трудности. Относительно легко обосновать нравственность, опираясь на признание существования супранатурального существа - Бога, который, создавая мир, становится также и его нравственным законодателем. Следуя божественным установлениям или пренебрегая ими, человек получает воздаяние, попадая в ад или в рай. Но подобный путь категорически отвергается Буддой. И Будда находит свой, "срединный путь", избегая как крайностей столь характерного для древней Индии аскетизма, так и - чрезмерного эмоционально-чувственного отношения к жизни. При этом учение о пути нравственного спасения излагается им на общедоступном языке обыденных образов и понятии. Ядром учения становятся "четыре благородные истины":
1. Страдание есть универсальное свойство человеческой жизни. Оно охватывает все без исключения ее стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря - все проникнуто страданием.
2. Имеется причина человеческих страданий. Это, с одной стороны, объективное и безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы - волнение "океана жизни". Для человека этот процесс есть бесконечное перерождение (сансара) и претерпевание как действие прошлых рождении на настоящее и будущее в виде морального воздаяния (карма). Поэтому, с другой стороны, причиной страданий является безмерная привязанность человека к жизни удовлетворению своих чувственных страстей.
3. Можно страдания прекратить еще в настоящей жизни. Поскольку человеческое желание согласно буддизму, охватывает фактически все эгоистические мотивы человеческой деятельности как стремление весь мир "сделать моим", то выход - не в подавлении воли или ее "переключении" с одного естественного объекта на другой. Воля должна быть направлена вовнутрь, на отвращение нашего "я" от предметов внешнего мира, на разрушение как эго-привязанности к миру так и главной иллюзии внутренней жизни человека - абсолютности его "я". Тем самым чисто онтологическая предпосылка учения буддизма об иллюзорности и текучести духовных состояний человека приобретает здесь явно нравственный оттенок: намечается путь преодоления нравственных пороков, преодоления собственного эгоизма, нравственного самосовершенствования посредством радикальной трансформации своего "я".
4. Есть путь избавления от страданий. Это - восьмеричный путь, ведущий к нирване ("угасанию", преодолению круга перерождений, как высшей цели). Этапы пути- правильная вера - признание четырех благородных истин как фундаментальной основы внутреннего самосовершенствования; правильная решимость как отказ от дурных намерений, вражды к ближним и т.п.; правильная речь - результат правильной решимости, воздержание в речи от лжи, клеветы, оскорблений и т.п.; правильное поведение как отказ от причинения зла всему живому, воровства, удовлетворения дурных желаний; правильный образ жизни - обеспечение своих потребностей честным трудом; правильное усилие - постоянное вытеснение дурных намерений и идей и замена их добрыми намерениями; правильное направление мысли - взгляд на вещи, подлежащие вытеснению из сознания, как на чуждые и чужие, а не как на "мои", неразрывно связанные с "я"; правильное сосредоточение - принятая в йоге психотехника, ведущая к нирване, "обузданию мысли и чувства", когда окончательно преодолеваются привязанности и страсти, суетные и греховные отношения к миру. Человек, достигший духовного совершенства в нирване, становится архатом (буддийским святым). Таким образом, восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором, по замыслу автора, единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины.
В заключение подчеркнем некоторые особенности древнеиндийской философской мысли.
Во-первых, древнеиндийская философия всегда носила непрерывный характер, опиралась на предшествующую традицию, а часто - становилась комментарием, разъяснением, теоретизированием по отношению к существующему культурному наследию.
Во-вторых, не вызывает сомнения самобытность индийской философской культуры, значительное отличие ее от, скажем, европейской философской традиции.
В-третьих, огромное, порой необозримое, число источников и текстов по древнеиндийской философии и совершенно неопределенная их датировка или даже - ее полное отсутствие.
И последнее, неперсонифицированный характер, а порой - отсутствие конкретного автора многих текстов. Большинство названных нами авторов, их жизнеописания обросли таким количеством мифов и легенд, что невозможно порой точно судить об авторстве. Все вышесказанное свидетельствует также о малоизученной философии древней Индии, имеющей, безусловно, мировое общекультурное значение.
- Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения мифологическое, религиозное, философское.
- Социокультурные предпосылки философии. Объект и предмет философии. Мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая и другие функции философии.
- Исторические типы философии. Материализм и идеализм. Многообразие и единство философских учений.
- 4Философские школы Древней Индии. Буддизм.
- 5 Древнекитайские философские школы: даосизм, моизм. Их особенности. Учение Конфуция
- 6 Поиск первоосновы мира и начал бытия в ранней греческой философии. Милетская, пифагорейская, элейская школы. Демокрит и Гераклит
- 7. Учение о человеке в античной философии: софисты, Сократ.
- 8. Философия Платона, его учение об идеях.
- 9. Философская система Аристотеля, его учение о сущности, материи и форме.
- 10. Философские школы позднего эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм Кинизм).
- 11. Теологический характер философии в средние века. Августин Блаженный: концепция "священной истории".
- 12Дискуссия о природе общих понятий («универсалий») в философии средневековья: номинализм и реализм
- 14Гуманизм, антропологизм и пантеизм философии Возрождения (н. Кузанский, Дж. Бруно).
- 15. Социально-политическая философия эпохи Возрождения (н.Макиавелли).
- 16. Наукоцентризм, философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (ф.Бэкон, р. Декарт).
- 18. Социально-философские взгляды Нового времени. Концепция общественного договора (т. Гоббс). Теория правового государства (Дж. Локк).
- 19. Социально-политические вопросы в философии Просвещения (ф.Вольтер, Монтескье, ж.Ж. Руссо).
- 20Французский материализм XVIII века (д. Дидро, п. Гольбах).
- 22. Субъективный идеализм и. Фихте. Натурфилософия ф. Шеллинга.
- 23. Система абсолютного идеализма и диалектический метод г.В.Ф. Гегеля
- 25Единство материализма и диалектики в философии марксизма.
- 27. Современная западноевропейская философия: особенности, направления. Волюнтаризм а.Шопенгауэра. "Философия жизни" ф. Ницше: "переоценка ценностей", концепция "сверхчеловека".
- 28. Экзистенциализм о человеческом измерении бытия (с. Кьеркегор, ж.П. Сартр, м. Хайдеггер, к. Ясперс).
- Сихоанализ з. Фрейда. Учение о бессознательном. Неофрейдизм (к.Г. Юнг, а. Адлер и др.). Идея синтеза психологических и социальных факторов в концепциях неофрейдизма.
- Позитивизм и его основные этапы: позитивизм о. Конта, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм
- 31Философия прагматизма: теория «значения» ч.С. Пирса, «радикальный эмпиризм» у. Джеймса, «инструментализм» д. Дьюи.
- 32. Своеобразие развития русской философии. Проблема исторической судьбы России в работе п.Я. Чаадаева "Апология сумасшедшего". Спор западников и славянофилов.
- 33.Философия "всеединства Вл. Соловьева. Учение о Софии.
- 34 Русский космизм" и космическая философия (н.А. Федоров, в.И. Вернадский).
- 35Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
- 36Материя как философская категория. Развитие науки и кризис метафизического понимания материи. Уровни организации материальных объектов.
- 37 Движение как способ существования материи. Основные типы и формы движения материи. Единство и взаимопревращаемость форм движения
- 38 Пространство и время как атрибуты и формы бытия материи. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Качественное многообразие пространственно временных форм бытия.
- 39 Происхождение и сущность сознания. Роль труда, языка и социальных отношений в становлении и развитии сознания.
- 40Сознание как субъективный образ объективного мира. Основные свойства и функции сознания
- 42 Метафизика и диалектика как всеобщие методы познания. Основные принципы и категории диалектики
- 43Диалектические законы развития, их суть.
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
- 44 Сущность системного подхода. Система, структура, элемент, их взаимосвязь
- 45Категории диалектики: содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность
- 46 Категория сущности и явления, возможность и действительность.
- 47 Категории единичного, общего и особенного. Диалектика целого и части
- 48 Практика как цель и основа познания. Объект и субъект познания. Обыденное и научное знание. Принципы научного познания.
- 49 Чувственное и рациональное познание. Эмпирический и теоретический уровень познания. Методы познания.
- 50 Концепция истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Ложь и заблуждение.
- 52Философское понимание природы. Общество и природа. Географический фактор в развитии общества
- 53Специфика общества как системы: экономическая, социальная, политическая и духовная подсистемы. Социальные общности и группы. Этнос.
- 54Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Формационный, цивилизационный, социокультурный подходы в изучении общества