15. Социально-политическая философия эпохи Возрождения (н.Макиавелли).
Возрождение, или Ренессанс (XV-XVI вв.) - это время, когда Европа вдруг заново открывает для себя античность, греко-римскую культуру и, вдохновленная ее образцами, сама добивается небывалого ранее расцвета искусств и наук. Возрождение и было собственно возрождением античности как идеального образца. Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская (и заметим, классическая, греко-латинская) образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. В широком же смысле возрожденческий гуманизм - это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал. Возрождение, таким образом, антропоцентрично; на первом месте или плане здесь - человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.
Наряду с антропоцентризмом специфика Возрождения представлена также секуляризацией, т. е. эмансипацией науки, политики и морали от религии. Идеалом становится не религиозное, а светское знание, знание, опирающееся на конкретные факты, опыт и разум. Ошибочно было бы утверждать, однако, что Ренессанс - время безбожия или безразличия к религии. Просто религиозные вопросы перестали быть центральными в научно-поисковой деятельности философов. Просто авторитет античных мудрецов стал явно перевешивать авторитет Священного писания. Просто от Бога нередко оставалась только божественная красота, наполнявшая многообразный и чувственно воспринимаемый мир. Мыслители и художники эпохи Возрождения противопоставляли эпоху света, в которую они жили, средневековью как периоду темноты и невежества. В свете, разгоняющем тьму невежества и обмана, они видели свою историческую миссию.
Интеллектуальная элита Ренессанса отвергала схоластические споры о категориях и их дефинициях (определениях), она стремилась знать сами явления природы и общества, жизнь как она есть. И, надо сказать, в этом направлении она продвинулась далеко вперед. В созданных ими образах времени ярко представлены все цвета жизни.
Один из самых заметных переходов от Средних веков к Новому времени, в рассматриваемом нами плане, обозначен творчеством великого флорентийца Никколо Макиавелли (1469-1527). Им были заложены основы нового подхода к политике и политической мысли - как к чему-то автономному, свободному от философских спекуляций (традиций Аристотеля, Цицерона, Аквината), религии, морали. Макиавелли - сторонник политики как политики или даже "политики для политики". Он настаивает на рассмотрении и утверждении того, что есть, реальной политической практики, а не того, что могло бы или должно быть. Вот как сам Макиавелли очерчивает свое видение политики и задач государя в ней: "Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом писали многие, я опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот же предмет, в толковании его я более всего расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной - в отличие от тех многих, кто изображал республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует, скорее, во вред себе, нежели на благо, так как желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности".
Для Аристотеля, как помним, предпочтительны средние пути. Макиавелли же демонстрирует активное неприятие всякой половинчатости и "срединности", всяких компромиссов - они губительны для государства. Согласно Макиавелли, государь в своих действиях должен исходить из "злой" природы человека, из того, что люди "неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива". Государство для того, собственно, и создается, чтобы насильственным образом обуздать этот природный эгоизм человека, обеспечить порядок в обществе. В установлении такого государства Бог, естественно, никакого участия не принимает. Государство, по Макиавелли, - дело рук человеческих, главным образом мудрого (хитрого как лис и сильного как лев) государя. Государство - высшее проявление человеческого духа; в служении ему Макиавелли видит цель и счастье человеческой жизни. Церкви в данной связи отводится роль лишь духовного утешителя народа. Это - принципиальный разрыв с господствовавшей мировоззренческой установкой Средневековья: религия, церковь как основа-интегратор всей общественной жизни. На место "страха Божьего" новый государь ставит страх и трепет перед олицетворяющим им Государством.
Сила для Макиавелли - основа правления и права. Однако она не самодостаточна; не о силе ради силы здесь речь. Сила призвана наказывать, где нужно - сокрушать, но и исправлять, воспитывать, поднимать. Вообще надо сказать, что жестокость государя, по Макиавелли, во многом вынужденная. Конечно, было бы хорошо, чтобы его любили и боялись, чтобы он был в одно и то же время и обожаемым и внушающим страх. Но поскольку сочетать эти два чувства очень трудно, просто невозможно, то лучше, чтобы боялись, чем любили. Так вернее, надежнее и безопаснее - для государя и государства. В конце концов государь - не Бог, только последнего можно и любить и бояться одновременно. "Любовь, - пишет Макиавелли, - поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно". Вместе с тем государь должен внушать страх, не навлекая на себя ненависти.
Особое, отнюдь не средневековое отношение у Макиавелли и к судьбе, или фортуне. Он не согласен с теми, кто считает, что все в мире и нашей жизни направляется судьбой и Богом. Скорее уж так: "судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям". Если всецело полагаться на судьбу, то нельзя выстоять против ее ударов. Словом, на судьбу надейся, но и сам не плошай. Государь должен следить за временем и теми изменениями, которые оно вносит в жизнь общества. Хорошо ориентироваться в реальной политической ситуации, вовремя и умело приспосабливаться к новым тенденциям, в ней наметившимся. И действовать, действовать, а не созерцать и вздыхать, примиряясь тем самым со своим жребием. Вот тогда фортуна будет действительно благоприятствовать ему, государю. Смелость и натиск лучше осторожности. "...Фортуна - женщина, - утверждает Макиавелли, - и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать - таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина - подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают". Итак, судьбе не подчиняются, ей сопротивляются, ею овладевают.
Политический идеал Макиавелли - государство, в котором перемешаны "все три правительственных начала": монархическое (самодержавное княжество), аристократическое и демократическое (народное собрание). Он ссылается, как на пример и образец, на Ликурга, легендарного законодателя Спарты, который сумел создать государственный строй, просуществовавший свыше восьмисот лет. А все потому, что каждому из названных начал там было отведено соответствующее место.
Жесткость и бескомпромиссность социально-политических идей Макиавелли, а именно: прагматизм и активизм, пронизанные принципом "цель оправдывает средства", возведение насилия в закон политической жизни общества, настаивание на эгоистичности человеческой природы, призыв к непокорности судьбе - все это будоражило общественную мысль и несомненно стимулировало ее дальнейшее развитие.
- Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения мифологическое, религиозное, философское.
- Социокультурные предпосылки философии. Объект и предмет философии. Мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая и другие функции философии.
- Исторические типы философии. Материализм и идеализм. Многообразие и единство философских учений.
- 4Философские школы Древней Индии. Буддизм.
- 5 Древнекитайские философские школы: даосизм, моизм. Их особенности. Учение Конфуция
- 6 Поиск первоосновы мира и начал бытия в ранней греческой философии. Милетская, пифагорейская, элейская школы. Демокрит и Гераклит
- 7. Учение о человеке в античной философии: софисты, Сократ.
- 8. Философия Платона, его учение об идеях.
- 9. Философская система Аристотеля, его учение о сущности, материи и форме.
- 10. Философские школы позднего эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм Кинизм).
- 11. Теологический характер философии в средние века. Августин Блаженный: концепция "священной истории".
- 12Дискуссия о природе общих понятий («универсалий») в философии средневековья: номинализм и реализм
- 14Гуманизм, антропологизм и пантеизм философии Возрождения (н. Кузанский, Дж. Бруно).
- 15. Социально-политическая философия эпохи Возрождения (н.Макиавелли).
- 16. Наукоцентризм, философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (ф.Бэкон, р. Декарт).
- 18. Социально-философские взгляды Нового времени. Концепция общественного договора (т. Гоббс). Теория правового государства (Дж. Локк).
- 19. Социально-политические вопросы в философии Просвещения (ф.Вольтер, Монтескье, ж.Ж. Руссо).
- 20Французский материализм XVIII века (д. Дидро, п. Гольбах).
- 22. Субъективный идеализм и. Фихте. Натурфилософия ф. Шеллинга.
- 23. Система абсолютного идеализма и диалектический метод г.В.Ф. Гегеля
- 25Единство материализма и диалектики в философии марксизма.
- 27. Современная западноевропейская философия: особенности, направления. Волюнтаризм а.Шопенгауэра. "Философия жизни" ф. Ницше: "переоценка ценностей", концепция "сверхчеловека".
- 28. Экзистенциализм о человеческом измерении бытия (с. Кьеркегор, ж.П. Сартр, м. Хайдеггер, к. Ясперс).
- Сихоанализ з. Фрейда. Учение о бессознательном. Неофрейдизм (к.Г. Юнг, а. Адлер и др.). Идея синтеза психологических и социальных факторов в концепциях неофрейдизма.
- Позитивизм и его основные этапы: позитивизм о. Конта, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм
- 31Философия прагматизма: теория «значения» ч.С. Пирса, «радикальный эмпиризм» у. Джеймса, «инструментализм» д. Дьюи.
- 32. Своеобразие развития русской философии. Проблема исторической судьбы России в работе п.Я. Чаадаева "Апология сумасшедшего". Спор западников и славянофилов.
- 33.Философия "всеединства Вл. Соловьева. Учение о Софии.
- 34 Русский космизм" и космическая философия (н.А. Федоров, в.И. Вернадский).
- 35Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
- 36Материя как философская категория. Развитие науки и кризис метафизического понимания материи. Уровни организации материальных объектов.
- 37 Движение как способ существования материи. Основные типы и формы движения материи. Единство и взаимопревращаемость форм движения
- 38 Пространство и время как атрибуты и формы бытия материи. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Качественное многообразие пространственно временных форм бытия.
- 39 Происхождение и сущность сознания. Роль труда, языка и социальных отношений в становлении и развитии сознания.
- 40Сознание как субъективный образ объективного мира. Основные свойства и функции сознания
- 42 Метафизика и диалектика как всеобщие методы познания. Основные принципы и категории диалектики
- 43Диалектические законы развития, их суть.
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
- 44 Сущность системного подхода. Система, структура, элемент, их взаимосвязь
- 45Категории диалектики: содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность
- 46 Категория сущности и явления, возможность и действительность.
- 47 Категории единичного, общего и особенного. Диалектика целого и части
- 48 Практика как цель и основа познания. Объект и субъект познания. Обыденное и научное знание. Принципы научного познания.
- 49 Чувственное и рациональное познание. Эмпирический и теоретический уровень познания. Методы познания.
- 50 Концепция истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Ложь и заблуждение.
- 52Философское понимание природы. Общество и природа. Географический фактор в развитии общества
- 53Специфика общества как системы: экономическая, социальная, политическая и духовная подсистемы. Социальные общности и группы. Этнос.
- 54Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Формационный, цивилизационный, социокультурный подходы в изучении общества