Позитивизм и его основные этапы: позитивизм о. Конта, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм
Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857).
2. В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:
• классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);
• махизм;
• неопозитивизм;
• постпозитивизм.
Классический позитивизм О. Конта рассмотрен в вопросе 43 "Философия позитивизма Огюста Конта".
3. Махизм нередко называют "второй формой позитивизма". Его создателями считаются Э. Мах (1836 — 1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма — в основе философии должен лежать
критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название — эмпириокритицизм).
Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.
А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:
• во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой;
• во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).
212
Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.
4. Наоборот, очень популярным и распространенным в первой половине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм.
Основными представителями неопозитивизма были:
• философы "Венского-кружка" (М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);
• представители Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лукасевич);
• Б. Рассел (1872 - 1970);
• Л. Витгенштейн (1889 - 1951).
Главная идея неопозитивизма — философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.
Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой).
Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами.
Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.
Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.
5. Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина — конец XX в.).
Его главными представителями считаются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (р. 1992).
Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.
Главная цель постпозитивизма — исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.
Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:
• как возникает новая теория?
• как она добивается признания?
• каковы критерии сравнения научных теорий, как родствен; ных, так и конкурирующих?
• возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?
Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания.
По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии.
Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:
• проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);
• проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);
• проблема рациональности (что такое рациональность в науке);
• проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);
• проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.
- Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения мифологическое, религиозное, философское.
- Социокультурные предпосылки философии. Объект и предмет философии. Мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая и другие функции философии.
- Исторические типы философии. Материализм и идеализм. Многообразие и единство философских учений.
- 4Философские школы Древней Индии. Буддизм.
- 5 Древнекитайские философские школы: даосизм, моизм. Их особенности. Учение Конфуция
- 6 Поиск первоосновы мира и начал бытия в ранней греческой философии. Милетская, пифагорейская, элейская школы. Демокрит и Гераклит
- 7. Учение о человеке в античной философии: софисты, Сократ.
- 8. Философия Платона, его учение об идеях.
- 9. Философская система Аристотеля, его учение о сущности, материи и форме.
- 10. Философские школы позднего эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм Кинизм).
- 11. Теологический характер философии в средние века. Августин Блаженный: концепция "священной истории".
- 12Дискуссия о природе общих понятий («универсалий») в философии средневековья: номинализм и реализм
- 14Гуманизм, антропологизм и пантеизм философии Возрождения (н. Кузанский, Дж. Бруно).
- 15. Социально-политическая философия эпохи Возрождения (н.Макиавелли).
- 16. Наукоцентризм, философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (ф.Бэкон, р. Декарт).
- 18. Социально-философские взгляды Нового времени. Концепция общественного договора (т. Гоббс). Теория правового государства (Дж. Локк).
- 19. Социально-политические вопросы в философии Просвещения (ф.Вольтер, Монтескье, ж.Ж. Руссо).
- 20Французский материализм XVIII века (д. Дидро, п. Гольбах).
- 22. Субъективный идеализм и. Фихте. Натурфилософия ф. Шеллинга.
- 23. Система абсолютного идеализма и диалектический метод г.В.Ф. Гегеля
- 25Единство материализма и диалектики в философии марксизма.
- 27. Современная западноевропейская философия: особенности, направления. Волюнтаризм а.Шопенгауэра. "Философия жизни" ф. Ницше: "переоценка ценностей", концепция "сверхчеловека".
- 28. Экзистенциализм о человеческом измерении бытия (с. Кьеркегор, ж.П. Сартр, м. Хайдеггер, к. Ясперс).
- Сихоанализ з. Фрейда. Учение о бессознательном. Неофрейдизм (к.Г. Юнг, а. Адлер и др.). Идея синтеза психологических и социальных факторов в концепциях неофрейдизма.
- Позитивизм и его основные этапы: позитивизм о. Конта, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм
- 31Философия прагматизма: теория «значения» ч.С. Пирса, «радикальный эмпиризм» у. Джеймса, «инструментализм» д. Дьюи.
- 32. Своеобразие развития русской философии. Проблема исторической судьбы России в работе п.Я. Чаадаева "Апология сумасшедшего". Спор западников и славянофилов.
- 33.Философия "всеединства Вл. Соловьева. Учение о Софии.
- 34 Русский космизм" и космическая философия (н.А. Федоров, в.И. Вернадский).
- 35Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
- 36Материя как философская категория. Развитие науки и кризис метафизического понимания материи. Уровни организации материальных объектов.
- 37 Движение как способ существования материи. Основные типы и формы движения материи. Единство и взаимопревращаемость форм движения
- 38 Пространство и время как атрибуты и формы бытия материи. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Качественное многообразие пространственно временных форм бытия.
- 39 Происхождение и сущность сознания. Роль труда, языка и социальных отношений в становлении и развитии сознания.
- 40Сознание как субъективный образ объективного мира. Основные свойства и функции сознания
- 42 Метафизика и диалектика как всеобщие методы познания. Основные принципы и категории диалектики
- 43Диалектические законы развития, их суть.
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
- 44 Сущность системного подхода. Система, структура, элемент, их взаимосвязь
- 45Категории диалектики: содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность
- 46 Категория сущности и явления, возможность и действительность.
- 47 Категории единичного, общего и особенного. Диалектика целого и части
- 48 Практика как цель и основа познания. Объект и субъект познания. Обыденное и научное знание. Принципы научного познания.
- 49 Чувственное и рациональное познание. Эмпирический и теоретический уровень познания. Методы познания.
- 50 Концепция истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Ложь и заблуждение.
- 52Философское понимание природы. Общество и природа. Географический фактор в развитии общества
- 53Специфика общества как системы: экономическая, социальная, политическая и духовная подсистемы. Социальные общности и группы. Этнос.
- 54Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Формационный, цивилизационный, социокультурный подходы в изучении общества