44 Сущность системного подхода. Система, структура, элемент, их взаимосвязь
По мере того, как развивается промышленная революция, рост крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять. Сегодня имеется разработанная теория, которая дает направления для достижения эффективного управления. Первую появившуюся теорию обычно называют классической школой управления, также существуют школа социальных отношений, теория системного подхода к организациям, теория вероятностей и др. [1, с. 56].
Цель статьи - раскрыть сущность системного подхода, как идеи для достижения эффективного управления.
Среди ученых, которые занимались вопросами экономики, используя данные подход следует выделить А.Н. Азрилияна, считающего, что «системный подход - представляет собой комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа» [2, с.672]. В его определении системный подход означает учёт всех взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей, выявление роли каждой из них в общем процессе функционирования системы и наоборот, выявление воздействия системы в целом на отдельные её элементы
По мнению Г. Винера, любое предприятие есть система, которая превращает набор вкладываемых в производство ресурсов – затрат (сырьё, машины, люди). Она функционирует внутри более крупной системы – внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других её частях [3,с. 406-407].
Таким образом, можно сделать вывод, что системный подход в теории управления – это:
концентрация внимания на целостности структуры организации;
взаимозависимость частей организации, работающих ради одной цели;
ориентация управления на конечные результаты деятельности фирмы, в условиях быстро меняющейся внешней среды.
В управлении он основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей. (Достижение целей всех подсистем организации явление желательное, но почти всегда не реальное)
Его сущность заключается:
в понимании объекта исследования как системы;
в рассмотрении процесса исследования объекта как системного по своей логике и применяемым средствам.
Черты системного подхода:
Системный подход - форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - <собственный> уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - <вышестоящий> уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - <нижестоящий> уровень.
Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями [4, с.38-39].
Основные принципы системного подхода:
Цели - ориентирует на то, что при исследовании объекта необходимо, прежде всего, выявить цель его функционирования. Данный принцип строится на соблюдении двух условий:
цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы степень её достижения можно было оценить (задать) количественно;
в системе должен быть механизм, позволяющий оценить степень достижения заданной цели.
Двойственности вытекает из принципа цели и означает, что система должна рассматриваться как часть системы более высокого уровня и в то же время как самостоятельная часть. Взаимосвязь с принципом цели состоит в том, что цель функционирования объекта должна быть подчинена решению задач функционирования системы более высокого уровня.
Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
Целостности требует рассматривать объект как нечто выделенное из совокупности других объектов, выступающее целым по отношению к окружающей среде, имеющее свои специфические функции и развивающееся по свойственным ему законам.
Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
Историзма обязывает исследователя «вскрывать» прошлое системы и выявлять тенденции и закономерности её развития в будущем.
Пригожин А.И. так же занимался изучением данного вопроса и в результате своих исследований выделил следующие недостатки системного подхода:
Системность означает определенность. Но мир неопределенен. Неопределенность сущностно присутствует в реальности человеческих отношений, целей, информации, в ситуациях. Она не может быть преодолена до конца, а иногда принципиально доминирует над определенностью. Рыночная среда очень подвижна, неустойчива и лишь в какой-то мере моделируема, познаваема и поддается контролю. То же характерно и для поведения организаций, работников.
Системность означает непротиворечивость, но, скажем, ценностные ориентации в организации и даже у одного ее участника иногда противоречивы до несовместимости и никакой системы не образуют. Конечно, различные мотивации вносят некоторую системность в служебное поведение, но всегда только отчасти. Подобное мы нередко обнаруживаем и в совокупности управленческих решений, и даже в управленческих группах, командах.
Системность означает целостность, но, скажем, клиентская база оптовых, розничных фирм, банков и т.п. никакой целостности не образует, поскольку она не всегда может быть интегрирована и каждый клиент имеет несколько поставщиков и может бесконечно их менять. Нет целостности и у информационных потоков в организации. А не так ли обстоит дело и с ресурсами организации? [5,с. 67-68].
В целом, системный подход предполагает: постановку целей и выделение ресурсов, требующихся для достижения этих целей; чёткое определение количественных характеристик, взаимосвязей различных отраслей экономики – промышленности, транспорта, сельского хозяйства, а также отдельных территориальных комплексов; расчёт показателей эффективности затрат и обеспечение наиболее рациональной структуры потребления. При этом подходе исследование взаимосвязей осуществляется в каком– либо одном аспекте (чаще всего в экономическом) или с учётом комплекса политического и психологического аспектов управления, т. е. предполагается рассмотрение исследования во взаимосвязи всех его существенных характеристик. Наибольшее распространение системный подход получил в связи с решением задач оптимального планирования, требующих построения многокомпонентных систем разного уровня. Поэтому одним из важнейших его направлений является составление и реализация целевых комплексных программ.
- Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения мифологическое, религиозное, философское.
- Социокультурные предпосылки философии. Объект и предмет философии. Мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая и другие функции философии.
- Исторические типы философии. Материализм и идеализм. Многообразие и единство философских учений.
- 4Философские школы Древней Индии. Буддизм.
- 5 Древнекитайские философские школы: даосизм, моизм. Их особенности. Учение Конфуция
- 6 Поиск первоосновы мира и начал бытия в ранней греческой философии. Милетская, пифагорейская, элейская школы. Демокрит и Гераклит
- 7. Учение о человеке в античной философии: софисты, Сократ.
- 8. Философия Платона, его учение об идеях.
- 9. Философская система Аристотеля, его учение о сущности, материи и форме.
- 10. Философские школы позднего эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм Кинизм).
- 11. Теологический характер философии в средние века. Августин Блаженный: концепция "священной истории".
- 12Дискуссия о природе общих понятий («универсалий») в философии средневековья: номинализм и реализм
- 14Гуманизм, антропологизм и пантеизм философии Возрождения (н. Кузанский, Дж. Бруно).
- 15. Социально-политическая философия эпохи Возрождения (н.Макиавелли).
- 16. Наукоцентризм, философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (ф.Бэкон, р. Декарт).
- 18. Социально-философские взгляды Нового времени. Концепция общественного договора (т. Гоббс). Теория правового государства (Дж. Локк).
- 19. Социально-политические вопросы в философии Просвещения (ф.Вольтер, Монтескье, ж.Ж. Руссо).
- 20Французский материализм XVIII века (д. Дидро, п. Гольбах).
- 22. Субъективный идеализм и. Фихте. Натурфилософия ф. Шеллинга.
- 23. Система абсолютного идеализма и диалектический метод г.В.Ф. Гегеля
- 25Единство материализма и диалектики в философии марксизма.
- 27. Современная западноевропейская философия: особенности, направления. Волюнтаризм а.Шопенгауэра. "Философия жизни" ф. Ницше: "переоценка ценностей", концепция "сверхчеловека".
- 28. Экзистенциализм о человеческом измерении бытия (с. Кьеркегор, ж.П. Сартр, м. Хайдеггер, к. Ясперс).
- Сихоанализ з. Фрейда. Учение о бессознательном. Неофрейдизм (к.Г. Юнг, а. Адлер и др.). Идея синтеза психологических и социальных факторов в концепциях неофрейдизма.
- Позитивизм и его основные этапы: позитивизм о. Конта, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм
- 31Философия прагматизма: теория «значения» ч.С. Пирса, «радикальный эмпиризм» у. Джеймса, «инструментализм» д. Дьюи.
- 32. Своеобразие развития русской философии. Проблема исторической судьбы России в работе п.Я. Чаадаева "Апология сумасшедшего". Спор западников и славянофилов.
- 33.Философия "всеединства Вл. Соловьева. Учение о Софии.
- 34 Русский космизм" и космическая философия (н.А. Федоров, в.И. Вернадский).
- 35Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
- 36Материя как философская категория. Развитие науки и кризис метафизического понимания материи. Уровни организации материальных объектов.
- 37 Движение как способ существования материи. Основные типы и формы движения материи. Единство и взаимопревращаемость форм движения
- 38 Пространство и время как атрибуты и формы бытия материи. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Качественное многообразие пространственно временных форм бытия.
- 39 Происхождение и сущность сознания. Роль труда, языка и социальных отношений в становлении и развитии сознания.
- 40Сознание как субъективный образ объективного мира. Основные свойства и функции сознания
- 42 Метафизика и диалектика как всеобщие методы познания. Основные принципы и категории диалектики
- 43Диалектические законы развития, их суть.
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
- 44 Сущность системного подхода. Система, структура, элемент, их взаимосвязь
- 45Категории диалектики: содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность
- 46 Категория сущности и явления, возможность и действительность.
- 47 Категории единичного, общего и особенного. Диалектика целого и части
- 48 Практика как цель и основа познания. Объект и субъект познания. Обыденное и научное знание. Принципы научного познания.
- 49 Чувственное и рациональное познание. Эмпирический и теоретический уровень познания. Методы познания.
- 50 Концепция истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Ложь и заблуждение.
- 52Философское понимание природы. Общество и природа. Географический фактор в развитии общества
- 53Специфика общества как системы: экономическая, социальная, политическая и духовная подсистемы. Социальные общности и группы. Этнос.
- 54Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Формационный, цивилизационный, социокультурный подходы в изучении общества