logo
Философия в понимании Сократа

2.4 Государственные формы Сократа

Основной принцип сократовской моральной философии, согласно которому добродетель - это знание, в сфере политико-правовой формулируется следующим образом: «Править должны знающие». Этим он говорит о разумных и справедливых началах государства и права. «Цари и правители, - подчеркивает Сократ, - не те, которые носят скипетры, и не те, которые выбраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править»6. Сократ наметил классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Сократ упоминает такие государственные формы как - монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.

Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» сообщает нам, что Сократ в своих характеристиках форм государственного устройства и правления стремился выделить присущие им черты своеобразия, а именно - «относительно царства и тирании он думал, что и то и другое есть власть, но отличается одно от другого. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он называл царством (монархией), а власть против воли народа и основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, называл тиранией. Если правление исходит от таких лиц, которые исполняют законы, то такое устройство он называл аристократией; если оно исходит от богатства - плутократией; а если от воли всех - демократией».

Так по свидетельству Ксенофонта и Платона, в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ называл Спарту и Крит. Он ратовал за правление знающих, а не за господство старой родовой аристократии или новоявленных богачей. Резко отрицательно относился Сократ к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия.

Yandex.RTB R-A-252273-3