ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив историю жизни и деятельности Сократа можно сделать выводы о том, что главное направление в учении Сократа это формирование социальных и индивидуально-психологических механизмов, позволяющих и требующих от личности самостоятельного, ориентированного на собственные интересы и представления, образа действий.
Сократ был человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Его мировоззрение было земным, жизненным, полным и глубоким выражением античного мира.
Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них и сформировался философский метод Сократа. Его целью было выяснить истину путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов обнаруживались слабые места оппонента. Цель же его философских учений заключалась в помощи людям.
А постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить, таким образом, к новому знанию становится источником понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последователем идеалистической философии - Платоном.
Сократ дал квалификацию государственных форм: монархия, тирания, аристократия, плутократия, демократия. По Сократу, аристократия - это наилучшая форма государственного устройства.
«Фигура Сократа в вышей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную опору, на которой могло бы стоять «здание» нравственности, права и государства после того, как старый традиционный фундамент был уже «подточен» индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты, ни традиционалисты: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев». А защитники традиций - «нигилиста» и разрушителя авторитетов.»
Сократа трудно уместить в какую-нибудь ясную и простую характеристику. «В нем все бурлило,… и притом бурлило гораздо глубже, принципиальнее, опаснее»
Блестящая характеристика жизни и творчества Сократа содержится в произведениях А.И Герцена. Сократ по оценке Герцена, «нанес существующему порядку в Греции тяжелейший удар»; «он осмелился поставить истину выше Афин, разум - выше узкой национальности». Касаясь трагической судьбы Сократа, А.И. Герцен отмечал, что Сократ судился как гражданин, имевший огромное влияние на своих соотечественников и отрицавший неприкосновенную основу афинской жизни.
Сократ - античный мудрец. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, истории политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Герцен А.И. Соч., т.2 , М., 1995. - с.455.
Кессиди Ф.Х.. Сократ. Мыслители прошлого. М.:Мысль,1998. - с.89.
Ксенофонт. Сократические сочинения. - СПб.:Комплект, 2003.- с.197.
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Памятники философской мысли. М.: Наука, 1993. - с.131
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М.. 1989.- с.57.
Лосев А.Ф.. Комментарии к диалогам Платона. М.: Мысль, - 1990 - с.89.
Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М.: Юрайт.-2010,- с.114
В. С. Нерсесянц. Сократ. Наука, 1977.- с.151.
Платон. Диалоги. Апология Сократа, - М.: АСТ, 2011, - с.58.
Платон. Диалоги. Сочинения в 3-х томах. Под ред. В. Асмуса. М.: Мысль. 2000 - с.312
Сократ. Жизнеописание. Мировоззрение. Цитаты: за 60 минут - СПб.: Невский проспект; Вектор,2007.- с.187.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ИЗВЕСТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СОКРАТА
Я знаю только то, что я ничего не знаю, но некоторые не знают и этого.
Если хочешь совершать добрые поступки, ты должен знать, что такое добро вообще.
Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.
Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.
Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви.
Так много есть на свете вещей, которые мне не нужны.
В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.
Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
Нельзя врачевать тело, не врачуя душу.
Точное логическое определение понятий - условие истинного знания.
Заговори со мной, чтоб я тебя увидел.
Кто мудр, тот и добр.
Yandex.RTB R-A-252273-3