Тема V.Значение слова (Философия языка)
Занятие 9
Значение как внутренний ментальный процесс. Теория идеальных значений. Образы и абстрактные идеи. Беркли против Локка: проблема сходства. Истина как соответствие тупики корреспондентной теории. Фреге о различии между значением и смыслом. Грамматика, семантика и онтология. Значение слова и значение предложения. Аргумент личного языка и проблема следования правилу (Л.Витгенштейн). Значение как употребление и концепция языковых игр. Преимущества и недостатки лингвистического бихевиоризма. Контексты и конвенции: социальная природа языкового значения. Теория речевых актов: высказывание как действие. Три уровня речевого акта (Д.Остин). Какие высказывания можно считать бессмысленными и почему. Буквальное значение и понятие импликатуры (П.Грайс).
Семинар 9
- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 5 «Значение слов»).
Лоу С. Философский тренинг (Глава 16 «Тайна значения»).
Дополнительная литература:
- Беркли Дж. «Трактат о принципах человеческого знания» (Введение) // Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.
- Витгенштейн Л. «Философские исследования», Часть I, // Витгенштейн Л. Философские работы Ч.1. М., 1994.
- Остин Дж. «Как совершать действия при помощи слов?» в кн. Остин Дж. Избранное. М., 1999.
- Правительство Российской Федерации
- Область применения и нормативные ссылки
- Цели освоения дисциплины
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Место дисциплины в структуре образовательной программы
- Тематический план учебной дисциплины
- Формы контроля знаний студентов
- Тема II.Мир (Онтология).
- Тема III.Знание (Эпистемология).
- Тема IV. Сознание и тождество личности (Философия сознания)
- Тема V.Значение слова (Философия языка)
- Тема VI.Свобода воли
- Тема VII. Этика (Моральная философия)
- Тема VIII справедливость (Политическая философия)
- Тема IX. Религия и смысл жизни.
- Образовательные технологии
- Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
- Тематика заданий текущего контроля
- Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
- Порядок формирования оценок по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Базовый учебник
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочники, словари, энциклопедии