Тема III.Знание (Эпистемология).
Занятие 3 - 5
Знание и восприятие. Знание как истинное обоснованное мнение. Проблема регресса и логического круга в обосновании знания. Контр-пример Э.Геттье. Проблема субъективного знания и скептицизм по отношению к существованию внешнего мира. Солипсизм, релятивизм, скептицизм (радикальный и умеренный). Сон и галлюцинация вместо знания: история об изолированном мозге. Проблемы индуктивного способа познания. Знание априорное и апостериорное. Рационализм и эмпиризм. Каузальная теория знания. Принцип верификации и фальсификации знания. Специфика употребления глагола «знать»: знание-как и знание-что. Парадоксы рациональности (соотношение знания и веры). Биперспективизм и контекстуальная зависимость знания и сомнения. Натурализация эпистемологии.
Семинар 3
- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 2 «Откуда мы все это знаем?»).
- Лоу С. Философский тренинг (Глава 3 «Изолированный мозг», Глава 5 «В логовище релятивиста»).
Лоу С. Философские истории (История 2 «Как узнать, что окружающий мир не иллюзия»).
Дополнительная литература:
- Платон «Теэтет» //. Платон, Собрание сочинений. М., , Т.2, стр. 203 – 263 («Знание не есть чувственное восприятие», «Знание не есть только правильное мнение»).
Семинар 4
Лоу С. Философский тренинг (Глава 18 «Странный мир чисел», Глава 19 «Что такое знание?»).
Дополнительная литература:
- Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979 (Книга IX«Пиррон», стр. 378 – 396).
- Райл Г. Понятие сознания. М., 2000 ( Глава 2 «Знание-как и знание-что», стр. 21 – 69).
- Кэррол Л. «Что черепаха сказала Ахиллу?» // Кэррол Л. История с узелками. М., 1985, стр. 368 – 377.
Семинар 5
- Лоу С. Философский тренинг (Глава 11 «Является ли креационизм научным?», Глава 14 «Почему мы ожидаем, что Солнце завтра взойдет?», Глава 23 «Чудеса и сверъестественное»).
Никифоров А.Л. Философия науки (Часть I, Глава 1 и Глава 2).
Дополнительная литература:
- Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995, Главы II–VII, стр. 21 – 107.
- Правительство Российской Федерации
- Область применения и нормативные ссылки
- Цели освоения дисциплины
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Место дисциплины в структуре образовательной программы
- Тематический план учебной дисциплины
- Формы контроля знаний студентов
- Тема II.Мир (Онтология).
- Тема III.Знание (Эпистемология).
- Тема IV. Сознание и тождество личности (Философия сознания)
- Тема V.Значение слова (Философия языка)
- Тема VI.Свобода воли
- Тема VII. Этика (Моральная философия)
- Тема VIII справедливость (Политическая философия)
- Тема IX. Религия и смысл жизни.
- Образовательные технологии
- Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
- Тематика заданий текущего контроля
- Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
- Порядок формирования оценок по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Базовый учебник
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочники, словари, энциклопедии