Тема IX. Религия и смысл жизни.
Занятие 14
Вечность и время человеческой жизни: проблема объективной значимости. Объективный и субъективный подход. «Внешнее» придание жизни смысла и изобретение смысла «изнутри». Вопрос о смысле (судьбе) бытия и человеческое существование (М.Хайдеггер). «Сущность не предшествует существованию». Смерть как событие жизни. Негативное и позитивное значение смерти. Вечность «до» и вечность «после» рождения (Эпикур). Проблема бессмертия: случай Макропулос (Б.Уильямс). Страх смерти и бессознательное. Абсурд: ирония или пафос (А.Камю и Т.Нагель). Бог как трансцендентный источник смысла и предельное объяснение. Онтологический и космологический аргументы в пользу существования бога. Проблема зла и свобода воли. Пари Паскаля. Атеизм. Естественный отбор и эволюционная биология.
Семинар 14
- Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 9 «Смерть», Глава 10 «Смысл жизни»).
- Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006, Часть вторая «Некоторые этические идеи», стр. 75-110.
- Лоу С. Философский тренинг (Глава 7 «Существует ли Бог?»).
Дополнительная литература:
- Суинберн Р. Есть ли бог? М., 2001.
Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2008. (Глава первая «Глубоко религиозный безбожник» и Глава пятая «Корни религии»).
-
Содержание
- Правительство Российской Федерации
- Область применения и нормативные ссылки
- Цели освоения дисциплины
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Место дисциплины в структуре образовательной программы
- Тематический план учебной дисциплины
- Формы контроля знаний студентов
- Тема II.Мир (Онтология).
- Тема III.Знание (Эпистемология).
- Тема IV. Сознание и тождество личности (Философия сознания)
- Тема V.Значение слова (Философия языка)
- Тема VI.Свобода воли
- Тема VII. Этика (Моральная философия)
- Тема VIII справедливость (Политическая философия)
- Тема IX. Религия и смысл жизни.
- Образовательные технологии
- Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
- Тематика заданий текущего контроля
- Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
- Порядок формирования оценок по дисциплине
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Базовый учебник
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочники, словари, энциклопедии