8.1. Учение о ценности что такое ценность? почему только в хх веке появилось учение о ценностях?
В переводе с греческого "аксиос" означает "ценность". Соответственно аксиология — это учение о ценностях.
Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его "меньшие собратья", животные, и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя, человек почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?"
Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.
Слово "ценность" было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в ХХ веке философы сумели развить учение о ценностях. Почему? Разобравшись с этим вопросом, мы лучше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что человек далеко не сразу осознал свое собственное, выделенное положение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое время, соответственно именно тогда появились первые претендующие на полновесность концепции ценности.
В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как идеал. Современный философ сказал бы: "Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал". Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.
В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека.
В Новое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он "развел" истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К ХХ веку сложились все условия для развития учения о ценности.
Философские направления ХХ века выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, герменевтики, аналитики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о ценностях. Читатель, надо полагать, уже хорошо знаком с методами современной философии, поэтому не будем вновь их описывать. Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково по крайней мере в одном отношении.
Ценность — это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ Ганс Ленк. Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Отметим еще раз, характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Феноменолог использует феноменологическую интерпретацию, герменевтик герменевтическую и т.д.
Поясним изложенное выше примерами. Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается собиранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы). Слушая юмориста, один от хохота сползает со стула, другой возмущается, третий спокойно засыпает (именно для последнего выступление юмориста лишено ценности). Американцы, как рассказывает М. Жванецкий, остались равнодушны к его юмореске о трех- и пятирублевых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.
- В.А.Канке
- Раздел 1 7
- Раздел 2 56
- Как пользоваться учебником?
- Введение. Что такое философия?
- Смысл слова "философия"
- Два примера философствования
- Научность философии
- Эстетичность, чувственность философии
- Практичность, или моральность философии
- Философия как реализация полноты жизни человека
- Функции (значимость) философии
- Назначение философии
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "введение. Что такое философия?"
- Тест по теме "введение. Что такое философия?"
- Примерные темы рефератов по теме "введение. Что такое философия?"
- Дополнительная литература по теме "введение. Что такое философия?"
- Ответы на вопросы теста по теме "введение. Что такое философия?"
- Раздел 1
- Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет
- Первая головоломка античной философии: многое и единое
- Единое — это материальная субстанция
- Единое — это числа. Пифагор
- Многое не существует. Сюрпризы элеатов
- Единое — это атомы и пустота
- Подведение итогов. Натурфилософия
- 1.2. Высокий интеллектуализм сократа, платона и аристотеля философия сократа
- Философия платона
- Философия аристотеля
- 1.3. Эллинистическая философия александр македонский открывает новую эпоху
- Кинизм (цинизм)
- Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение
- Стоицизм: счастье — это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Неоплатонизм
- Судьба античной философии
- Основные черты античной философии
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "античная философия"
- История жизни сократа
- История жизни платона
- История жизни аристотеля
- Об образе жизни киников
- Об образе жизни пифагорейцев
- Об образе жизни эпикурейцев
- Об образе жизни стоиков
- Об образе жизни скептиков
- История жизни плотина
- Примерные темы рефератов по теме "античная философия"
- Тест по теме "античная философия"
- Дополнительная литература по теме "античная философия"
- Ответы на вопросы теста по теме "античная философия"
- 2. Средневековая философия
- Философия и религия
- Основные библейские идеи философского значения
- Сущность бога
- Можно ли доказать существование бога?
- Да или нет? верующий или атеист?
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "средневековая философия"
- История жизни и философия аврелия августина блаженного
- История жизни и философия фомы аквинского
- Тест по теме "средневековая философия"
- Примерные темы рефератов по теме "средневековая философия"
- Дополнительная литература по теме "средневековая философия"
- Ответы на вопросы теста по теме "средневековая философия"
- 3.2. Философия от декарта до канта (XVII-XVIII вв.) рене декарт — основатель философии нового времени
- Спор об идеях.Джон локк
- Галилей и ньютон — гении механики
- Как получают идеализации?
- Выработка нового юридического мировоззрения
- Новации и.Канта
- 3.3. Философия от гегеля до ницше (XIX в.) гегель против канта
- Карл маркс: новые проблемы
- Ницше: последний всплеск философии нового времени
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия нового времени"
- История жизни р.Декарта
- История жизни и.Канта
- История жизни к.Маркса
- История жизни ф.Ницше
- Тест по теме "философия нового времени"
- Примерные темы рефератов по теме "философия нового времени"
- Дополнительная литература по теме "философия нового времени"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия нового времени"
- 4. Философия наших дней
- 4.1. О состоянии современной философии
- 4.2. Феноменология какую проблему стремится решить феноменология?
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- 4.3. Герменевтика происхождение термина "герменевтика"
- Как мы понимаем?
- Вопрос гадамера: как мы понимаем текст?
- Основные положения герменевтики
- 4.4. Аналитическая философия почему возникла аналитическая философия?
- Основатели движения: фреге, рассел, мур
- Ранний витгенштейн: "логико-философский трактат"
- Логический позитивизм
- Постпозитивизм
- Философия естественного языка: поздний витгенштейн
- Основные положения аналитической философии
- 4.5. Постмодернизм программа постмодернистов
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма
- 4.6. Философия в россии основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- В.С.Соловьев: "абсолютное осуществляет благо через истину в красоте"
- Философия н.А.Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество
- А.Ф.Лосев: "мне надо с греческого переводить..."
- 4.7. Восточная философия о философии запада и востока
- Индийская философия
- Китайская философия
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия наших дней"
- История жизни э.Гуссерля
- История жизни х.Гадамера
- История жизни л.Витгенштейна
- История жизни м.Фуко
- История жизни н.А.Бердяева
- Тест по теме "философия наших дней"
- Примерные темы рефератов по теме "философия наших дней"
- Дополнительная литература по теме "философия наших дней"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия наших дней"
- Раздел 2 систематический курс философии
- 5. Основания философствования
- Два способа анализа философских проблем. Меняем курс!
- Что изучает философия? мир философии
- Выбор начала систематического философствования
- 6. Учение о бытии
- 6.1. Проблема существования и виды бытия
- 6.2. Изменение и развитие. Закономерности
- 6.3. Три закона диалектики
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "учение о бытии"
- Тест по теме "учение о бытии"
- Примерные темы рефератов по теме "учение о бытии"
- Дополнительная литература по теме "учение о бытии"
- Ответы на вопросы теста по теме "учение о бытии"
- 7. Философия человека, общества и истории
- 7.1. Философия человека обзор: философия о человеке
- Человек — существо бессознательное
- В поисках целостного учения о человеке
- 7.2. Философия общества что такое общество? индивид и общество
- Социальные действия и их смысл
- Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней
- 7.3. Философия истории что было, что будет?
- Критика концепции линейного развития общества
- Единство и многообразие истории
- Запад и восток. Кто мы? кем будем?
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия человека, общества и истории"
- Тест по теме "философия человека, общества и истории"
- Примерные темы рефератов по теме "философия человека, общества и истории"
- Дополнительная литература по теме "философия человека, общества и культуры"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия человека, общества и культуры"
- 8. Философия как аксиология
- 8.1. Учение о ценности что такое ценность? почему только в хх веке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- Чувства. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал и цель
- Будьте терпимыми друг к другу!
- 8.2. Философия искусства цивилизация и культура
- Что такое красота?
- Обзор: как искали красоту
- 8.3. Философия практики что такое практика?
- Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?
- В чем состоит ценность практики? наши дни
- Что такое добро? как его измерить?
- Справедливость или свобода? лучше ответственность!
- Обзор: этика ответственности
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия как аксиология"
- Тест по теме "философия как аксиология"
- Примерные темы рефератов по теме "философия как аксиология"
- Дополнительная литература по теме "философия как аксиология"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия как аксиология"
- 9. Философия познания и науки
- 9.1. Философия познания два термина
- Чувственное познание "на входе", "в середине" и "на выходе" психики
- Чувственное познание и различные философии
- Рациональное познание
- Обзор: как искали понятие
- Единство чувственного и рационального познания
- Память и воображение
- Интуиция
- Творчество. Таланты и гении
- Строение психики: бессознательное, сознательное, надсознательное
- Три концепции истины
- Шкала истинности
- Обзор: как искали истину
- Вчувствование. Объяснение. Понимание
- 9.2. Философия науки что такое наука?
- Эмпирический уровень научного познания
- Теоретический уровень научного исследования
- Методы научного познания
- Идеалы науки. Этика ученого
- Обзор: философия и наука
- Религия и наука
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия познания и науки"
- Тест по теме "философия познания и науки"
- Примерные темы рефератов по теме "философия познания и науки"
- Дополнительная литература по теме "философия познания и науки"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия познания и науки"
- 10. Философия языка
- Язык — символ нашей жизни
- Философия имени
- Философия предложения
- Философия ценностных установок
- Обзор: современное философское понимание языка
- Практическое и коммуникативное назначение языка
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия языка". Что такое язык? система знаков.
- Тест по теме "философия языка"
- Примерные темы рефератов по теме "философия языка"
- Дополнительная литература по теме философия языка
- Ответы на вопросы теста по теме "философия зыка"
- 11. Философия техники
- О становлении философии техники
- Обзор: интерпретации природы техники
- Техника и этика
- О пользе моральных кодексов
- Основные выводы
- Ответы на вопросы теста по теме "философия техники"
- 12. Философия природы
- Что такое природа?
- Обзор: исторические формы отношения человека к природе
- Синергетика — наука о сложном
- Как все было? был большой взрыв
- Уровни организации природы
- Пространство и время
- Природа и ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия природы"
- Тест по теме "философия природы"
- Примерные темы рефератов по теме "философия природы"
- Дополнительная литература по теме "философия природы"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия природы"
- Приложения
- Курс философии в таблицах
- Годы жизни выдающихся философов