Философия платона
Концепция идей. Платон — выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стратегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Сердцевину же философии Платона составляет концепция идей.
Вещи не рассматриваются Платоном только в их кажущемся столь привычным эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как выясняется, для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл — лошадность. Соответственно можно вести речь о благом вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще.
Идея — это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое. Идея соотносится как с материальными так и с душевными явлениями. Универсальность идей показывает, что они представляют собой мощнейшее философское средство!
Но что же такое идея? Сложный вопрос. Если бы речь шла просто об отдельной материальной вещи, то можно было бы указать на нее пальцем: "Вот, смотри, объяснять нечего, сам все видишь". В случае с идеей пальцем показать не на что. Придется поразмыслить. Рассмотрим пример самого Платона.
Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее — прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина — идея, эйдос, сущность — обозначают одно и то же, единое.
Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, поэтому есть более и менее прекрасные вещи. Прекрасное не есть что-то физическое, его нельзя взвесить, потрогать руками, подвергнуть рентгену, оно есть нечто зафизическое, по-гречески метафизическое. Его нельзя увидеть глазами, но только умом, оно умозрительно. Каким образом можно "увидеть" умом идею? Платон разъясняет.
Если вы хотите уразуметь прекрасное, то обратите свое внимание на те вещи и явления, которые признаются прекрасными. Установите, что менее и что более прекрасно. По определению ближе всего к идее прекрасного стоит самая прекрасная вещь. Сознавая это, вы переходите от красивой вещи к прекрасной и под конец совершаете предельный переход, скачок, достигая самой идеи прекрасного. Приведенная ниже схема поясняет ситуацию. Вещи, о которых шла речь, могут иметь как физическую, так и нефизическую природу.
Идея прекрасного как раз и сообщает всем вещам прекрасное. Иначе говоря, она естьобразец, модель, или, как часто выражались греки, парадигма. Если мы хотим уразуметь прекрасное в вещах, нам следует на только что приведенной схеме, начиная от идеи прекрасного, пройти путь в обратном направлении (против стрелочек).
Где расположены идеи? По поводу месторасположения идей возможны три главных ответа.
Идеи находятся в физических вещах.
Идеи — это творение ума человека, следовательно, они находятся в уме человека.
Идеи находятся не в материальных вещах и не в уме человека, а в некоем третьем мире, который ПлатонназывалГиперуранцей(дословно: по ту сторону неба).
Платон придерживался третьей точки зрения, она представляется нам парадоксальной. Современные исследователи избегают неясных выводов. Они, говоря об идеях, подчеркивают два обстоятельства. Во-первых, что вроде бы признается всеми, реальные вещи обладают сходными характеристиками. Во-вторых, специальные научные методы позволяют вскрыть такие общие черты явлений, которые не "бросаются" в глаза, но существуют. В этой связи вместо слова "идея" используются термины "понятие", "идеализация". Именно учение о понятиях и идеализациях является современным пониманием природы идей.
Какая идея наиважнейшая? Платон не считал все идеи равнозначными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага. Для него благо было причиной всего прекрасного как в мире, так и в жизни людей. Так, мир познаваем благодаря благу. Благо, по Платону, это — мировой принцип. Современные философы придают благу более земное содержание, они обычно считают его ценностью, сознательно избранным человеком образом действия по достижению добра, успешного совместного жительства людей.
Три главных случая использования Платоном концепции идей. Платон отлично сознавал, что созданная им концепция идей является мощным инструментарием в деле понимания, интерпретации самых различных явлений.
Обладая таким инструментарием, можно найти ответы на самые сложные вопросы, например такие: Как устроен космос? Что такое человек? Каким должно быть общество? Рассмотрим в этой связи учение (логос) о космосе (космологию), о человеке (антропологию), об обществе (социологию).
Космология Платона. Бог-мастеровой (демиург) соединил идеи с материей, получился Космос, существо одаренное совершенством идей, в частности математических. В качестве образца для сотворения демиург взял мир идей.
В рассуждениях Платона заметна непоследовательность: идеи превыше всего, вместе с тем ими распоряжается бог-демиург. Материя в своем исходном состоянии мыслится независимо от идей, лишь в результате усилий демиурга она как бы оживляется идеями.
Как бы то ни было, почти 2000 лет многие поколения людей в понимании космоса руководствовались, и довольно успешно, космологией Платона.
Антропология Платона. Концепция любви. У каждого человека есть тело и душа. Душа — главная часть человека, благодаря ей он познает идеи, в этом состоит добродетель. Душа реализует себя в добродетелях умеренности, мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто понимает это, будет лепить себя по образцу идеи блага. Проще всего быть умеренным, сложнее — мужественным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только познание, но и любовь.
Суть любви в движении к благу, прекрасному, счастью. В этом движении есть свои ступени: любовь к телу, любовь к душе, любовь к благу и прекрасному. Согласно обыденным представлениям, платоническая любовь — это любовь, лишенная чувственных влечений. В действительности же Платон воспевал любовь как побудительную силу духовного совершенствования, он выступал против сведения любви к сексуальной простоте. Любовь, по Платону, это мост соединяющий телесное, чувственное с духовно-возвышенным. Читатель, разве тебе не хочется пройти по этому мосту?
Учение Платона об обществе. Главная идея общественного благоустройства — это идея справедливости. Те, в которых преобладает вожделеющая душа, т.е. достигшие стадии умеренности, но не мужества и тем более мудрости, должны быть крестьянами, ремесленниками, продавцами (купцами). Тем, в которых преобладает волевая, мужественная душа, суждено стать стражами. И только достигшим в своем духовном развитии мудрости по праву можно быть политическими, государственными деятелями. В совершенном государстве между тремя описанными выше классами общества должна быть установлена гармония. Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по состоянию своей души. Платон желал построить идеальное государство. Он предлагал свои рецепты политикам, те их отвергли как несоответствующие сложным жизненным реалиям. С высот сегодняшнего дня идеи Платона действительно кажутся несколько утопичными, скользящими по поверхности моря жизненных страстей. Но, удивительное дело, политики всех развитых стран часто ставят на первое место именно идею справедливости. А это идея Платона!
Устарел ли Платон? На первый взгляд может показаться, что философия Платона, жившего 24 столетия тому назад, устарела. Если читатель слышал от кого-либо это утверждение, пусть он попросит собеседника изложить свои собственные воззрения и сравнит их с концепциями Платона. Берем на себя смелость прогнозировать: либо окажется, что Платон просто-напросто выиграл соревнование, либо "победа" над Платоном досталась вашему собеседнику лишь постольку, поскольку он прекрасно знает философию Платона и сумел развить его воззрения. По большому счету ныне, как и 24 столетия назад, философия Платона стимулирует развитие человека, общества. В этом, пожалуй, состоит главная тайна многовековой значимости философии Платона. В центре этой философии находится учение об идеях.
- В.А.Канке
- Раздел 1 7
- Раздел 2 56
- Как пользоваться учебником?
- Введение. Что такое философия?
- Смысл слова "философия"
- Два примера философствования
- Научность философии
- Эстетичность, чувственность философии
- Практичность, или моральность философии
- Философия как реализация полноты жизни человека
- Функции (значимость) философии
- Назначение философии
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "введение. Что такое философия?"
- Тест по теме "введение. Что такое философия?"
- Примерные темы рефератов по теме "введение. Что такое философия?"
- Дополнительная литература по теме "введение. Что такое философия?"
- Ответы на вопросы теста по теме "введение. Что такое философия?"
- Раздел 1
- Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет
- Первая головоломка античной философии: многое и единое
- Единое — это материальная субстанция
- Единое — это числа. Пифагор
- Многое не существует. Сюрпризы элеатов
- Единое — это атомы и пустота
- Подведение итогов. Натурфилософия
- 1.2. Высокий интеллектуализм сократа, платона и аристотеля философия сократа
- Философия платона
- Философия аристотеля
- 1.3. Эллинистическая философия александр македонский открывает новую эпоху
- Кинизм (цинизм)
- Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение
- Стоицизм: счастье — это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Неоплатонизм
- Судьба античной философии
- Основные черты античной философии
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "античная философия"
- История жизни сократа
- История жизни платона
- История жизни аристотеля
- Об образе жизни киников
- Об образе жизни пифагорейцев
- Об образе жизни эпикурейцев
- Об образе жизни стоиков
- Об образе жизни скептиков
- История жизни плотина
- Примерные темы рефератов по теме "античная философия"
- Тест по теме "античная философия"
- Дополнительная литература по теме "античная философия"
- Ответы на вопросы теста по теме "античная философия"
- 2. Средневековая философия
- Философия и религия
- Основные библейские идеи философского значения
- Сущность бога
- Можно ли доказать существование бога?
- Да или нет? верующий или атеист?
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "средневековая философия"
- История жизни и философия аврелия августина блаженного
- История жизни и философия фомы аквинского
- Тест по теме "средневековая философия"
- Примерные темы рефератов по теме "средневековая философия"
- Дополнительная литература по теме "средневековая философия"
- Ответы на вопросы теста по теме "средневековая философия"
- 3.2. Философия от декарта до канта (XVII-XVIII вв.) рене декарт — основатель философии нового времени
- Спор об идеях.Джон локк
- Галилей и ньютон — гении механики
- Как получают идеализации?
- Выработка нового юридического мировоззрения
- Новации и.Канта
- 3.3. Философия от гегеля до ницше (XIX в.) гегель против канта
- Карл маркс: новые проблемы
- Ницше: последний всплеск философии нового времени
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия нового времени"
- История жизни р.Декарта
- История жизни и.Канта
- История жизни к.Маркса
- История жизни ф.Ницше
- Тест по теме "философия нового времени"
- Примерные темы рефератов по теме "философия нового времени"
- Дополнительная литература по теме "философия нового времени"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия нового времени"
- 4. Философия наших дней
- 4.1. О состоянии современной философии
- 4.2. Феноменология какую проблему стремится решить феноменология?
- Феноменологический метод
- Основные положения феноменологии
- 4.3. Герменевтика происхождение термина "герменевтика"
- Как мы понимаем?
- Вопрос гадамера: как мы понимаем текст?
- Основные положения герменевтики
- 4.4. Аналитическая философия почему возникла аналитическая философия?
- Основатели движения: фреге, рассел, мур
- Ранний витгенштейн: "логико-философский трактат"
- Логический позитивизм
- Постпозитивизм
- Философия естественного языка: поздний витгенштейн
- Основные положения аналитической философии
- 4.5. Постмодернизм программа постмодернистов
- Деррида: метод деконструкции
- Лиотар: этика и эстетика возвышенного
- Основные положения постмодернизма
- 4.6. Философия в россии основные положения диалектического и исторического материализма
- Основные черты русской философии
- В.С.Соловьев: "абсолютное осуществляет благо через истину в красоте"
- Философия н.А.Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество
- А.Ф.Лосев: "мне надо с греческого переводить..."
- 4.7. Восточная философия о философии запада и востока
- Индийская философия
- Китайская философия
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия наших дней"
- История жизни э.Гуссерля
- История жизни х.Гадамера
- История жизни л.Витгенштейна
- История жизни м.Фуко
- История жизни н.А.Бердяева
- Тест по теме "философия наших дней"
- Примерные темы рефератов по теме "философия наших дней"
- Дополнительная литература по теме "философия наших дней"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия наших дней"
- Раздел 2 систематический курс философии
- 5. Основания философствования
- Два способа анализа философских проблем. Меняем курс!
- Что изучает философия? мир философии
- Выбор начала систематического философствования
- 6. Учение о бытии
- 6.1. Проблема существования и виды бытия
- 6.2. Изменение и развитие. Закономерности
- 6.3. Три закона диалектики
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "учение о бытии"
- Тест по теме "учение о бытии"
- Примерные темы рефератов по теме "учение о бытии"
- Дополнительная литература по теме "учение о бытии"
- Ответы на вопросы теста по теме "учение о бытии"
- 7. Философия человека, общества и истории
- 7.1. Философия человека обзор: философия о человеке
- Человек — существо бессознательное
- В поисках целостного учения о человеке
- 7.2. Философия общества что такое общество? индивид и общество
- Социальные действия и их смысл
- Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней
- 7.3. Философия истории что было, что будет?
- Критика концепции линейного развития общества
- Единство и многообразие истории
- Запад и восток. Кто мы? кем будем?
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия человека, общества и истории"
- Тест по теме "философия человека, общества и истории"
- Примерные темы рефератов по теме "философия человека, общества и истории"
- Дополнительная литература по теме "философия человека, общества и культуры"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия человека, общества и культуры"
- 8. Философия как аксиология
- 8.1. Учение о ценности что такое ценность? почему только в хх веке появилось учение о ценностях?
- Как измеряют ценности?
- Чувства. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал и цель
- Будьте терпимыми друг к другу!
- 8.2. Философия искусства цивилизация и культура
- Что такое красота?
- Обзор: как искали красоту
- 8.3. Философия практики что такое практика?
- Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?
- В чем состоит ценность практики? наши дни
- Что такое добро? как его измерить?
- Справедливость или свобода? лучше ответственность!
- Обзор: этика ответственности
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия как аксиология"
- Тест по теме "философия как аксиология"
- Примерные темы рефератов по теме "философия как аксиология"
- Дополнительная литература по теме "философия как аксиология"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия как аксиология"
- 9. Философия познания и науки
- 9.1. Философия познания два термина
- Чувственное познание "на входе", "в середине" и "на выходе" психики
- Чувственное познание и различные философии
- Рациональное познание
- Обзор: как искали понятие
- Единство чувственного и рационального познания
- Память и воображение
- Интуиция
- Творчество. Таланты и гении
- Строение психики: бессознательное, сознательное, надсознательное
- Три концепции истины
- Шкала истинности
- Обзор: как искали истину
- Вчувствование. Объяснение. Понимание
- 9.2. Философия науки что такое наука?
- Эмпирический уровень научного познания
- Теоретический уровень научного исследования
- Методы научного познания
- Идеалы науки. Этика ученого
- Обзор: философия и наука
- Религия и наука
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия познания и науки"
- Тест по теме "философия познания и науки"
- Примерные темы рефератов по теме "философия познания и науки"
- Дополнительная литература по теме "философия познания и науки"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия познания и науки"
- 10. Философия языка
- Язык — символ нашей жизни
- Философия имени
- Философия предложения
- Философия ценностных установок
- Обзор: современное философское понимание языка
- Практическое и коммуникативное назначение языка
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия языка". Что такое язык? система знаков.
- Тест по теме "философия языка"
- Примерные темы рефератов по теме "философия языка"
- Дополнительная литература по теме философия языка
- Ответы на вопросы теста по теме "философия зыка"
- 11. Философия техники
- О становлении философии техники
- Обзор: интерпретации природы техники
- Техника и этика
- О пользе моральных кодексов
- Основные выводы
- Ответы на вопросы теста по теме "философия техники"
- 12. Философия природы
- Что такое природа?
- Обзор: исторические формы отношения человека к природе
- Синергетика — наука о сложном
- Как все было? был большой взрыв
- Уровни организации природы
- Пространство и время
- Природа и ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика
- Основные выводы
- Основные термины в составе вопросов и ответов на них по теме "философия природы"
- Тест по теме "философия природы"
- Примерные темы рефератов по теме "философия природы"
- Дополнительная литература по теме "философия природы"
- Ответы на вопросы теста по теме "философия природы"
- Приложения
- Курс философии в таблицах
- Годы жизни выдающихся философов