Введение
Европейская философия, вступая в эпоху Нового времени, уже имела длительную историю, множество теорий и концепций, десятки систем и несколько философских мировоззрений. Среди первых мыслителей Нового времени одни смотрели на мир ещё по- средневековому, другие вернулись к античному мировоззрению, третьи сформировали новую установку по отношению к миру. Но эта установка не вела к созданию нового мировоззрения, не давала нового решения старых проблем: там, где античность говорила "да", а средневековье - "нет" (или наоборот), новая философия предпочитала ещё не отвечать вовсе. Редкая в прежние эпохи и характерная для новой философии установка воздержания привела к тому, что хотя метафизика и не исчезла совсем, но сформировалась мощная тенденция отказа от метафизики в силу того, что её задачи не могут получить научного решения.
Из установки воздержания вытекало ещё одно характерное для нового типа мышления явление: стремление к разграничению проблем. Разграничиваются сферы опыта и умозрения; вопросы, на которые можно отвечать точно, отделяют от тех, на которые дать точные ответы невозможно. Спор шёл о том, где пролегает эта граница и можно ли философу переходить её, но считалось общепризнанным фактом, что граница, разделяющая науку и метафизику, существует. Точное определение науки, отделённой от метафизики, стало важнейшей задачей философии Нового времени. И ещё одну исходную установку сформировала эта философия: убеждённость в активной природе человеческого разума. Она подчеркивала, что познание не есть пассивный процесс, что разум разрешает проблемы в согласии не только с природой вещей, но и со своей собственной природой. Это в значительной степени способствовало отделению теории мышления от теории бытия, науки от метафизики.
Новая философия по основным проблемам противостояла средневековой философии. Она хотела быть посюсторонней, утверждая, что существует только один мир и только им должна заниматься философия, тогда как средневековая философия была насквозь трансцендентной и утверждала, что вне преходящего, земного мира существует иной -вечный и божественный – мир, а земной мир есть лишь его отражение; средневековая философия ориентировалась на конструирование систем; новая философия -на исследование фактов. Но такая установка не была общепринятой, а Д
Своими истоками философия Нового времени уходит в XVв., когда начала формироваться новая картина мира, появились элементы новой социальной, религиозной, художественной и нравственной культуры, а мыслители прониклись стремлением к созданию новой, противостоящей средневековой, философии и были убеждены, что действительно создают её. Хотя XVв. не был для философии переломным: если говорить о зародышах новых философских идей, то они появились раньше, а если об их зрелой форме, то позднее (зачатки новых идей можно обнаружить у оккамистов в XIVв., а зрелую форму эти идеи обретают лишь в ХVIIв.). Даже по убеждению своих ведущих представителей философия XV-XVIвв. была лишь относительно новою: новою по отношению к средневековой схоластике, а не к античной философии. Они считали себя не столько творцами, сколько реставраторами философии, что объясняется как их преклонением перед античностью, так и использованием её авторитета для обоснования своих взглядов. Поэтому новую философию они понимали как возрождение античной, а всю историю философии - как последовательное развитие от античности к современности, но с одним большим перерывом в тысячу лет -средневековьем. Эта концепция несостоятельна, ибо она слишком резко противопоставляет новое время средневековью и слишком сильно сближает его с античностью.
Первые философы эпохи Возрождения действительно были радикально критичны по отношению к схоластике и демонстративно подчеркивали свою связь с античной философией, но постепенно новая метафизика стала всё более походить на средневековую ,чем на античную, а в конце концов сформировалась установка воздержания, которая была не античной по происхождению и не средневековой, а совершенно оригинальной, порождённой духом Нового времени.
Поскольку временные рамки эпохи Нового времени являются предметом многолетних дискуссий (введённое в научный оборот понятие "новейшая история" также дискуссионно и хронологически весьма подвижно), мы в чисто дидактических целях различаем историю новой философии (термин, широко использовавшийся историками философии в начале XXв.), включающую в себя и эпоху Возрождения, а в целом хронологически охватывающую XV -первую треть XIX вв., и историю новейшей философии, начало которой можно датировать 1830г., когда увидел свет первый том "Курса позитивной философии" Огюста Конта (а в 1831г. умер Гегель, смертью которого завершилась история новой философии).
- Введение
- Раздел 1. Подготовительный период (эпоха возрождения,XV-xvIвв.) Философы подготовительного периода
- Лекция 1. Человек и природа в философии Возрождения. План
- Лекция 2. Фрэнсис бэкон. Культура как "вторая природа" план
- Раздел II. Первый период метафизических систем (хvii век) Философы первого метафизического периода
- Лекция 3. Философия и наука. Г. Галилей и и. Ньютон план
- Лекция 4-5. Рене декарт и картезианство. План
- I. Метафизика.
- II. Теория познания и психология.
- III. Картезианская школа.
- Лекция 6. Томас гоббс и бенедикт спиноза план
- Взгляды т. Гоббса
- Лекция 7. Готфрид лейбниц план.
- Раздел III. Период просвещения и критики (хviii век). Философы периода Просвещения и критики
- Лекция 8. Джон локк. План
- Лекция 9. Джордж беркли и давид юм. План
- Лекция 10. Философия просвещения во франции. План
- Философия культуры ж-ж. Руссо.
- Лекция 11. Критическая философия и. Канта план
- Общие итоги третьего периода
- Раздел IV. Второй период метафизических систем
- Объективный идеализм шеллинга
- Диаликтический идеализм гегеля
- Лекция 14. А. Шопенгауэр и и. Гербарт план
- Лекция 15. Французский спиритуализм и английский радикализм
- Литература
- Раздел I. Подготовительный период (эпоха Возрождения, XV-xvIвв.)