Лекция 4-5. Рене декарт и картезианство. План
1. Метафизика Декарта.
2. Теория познания и психология.
3. Декарт и картезианство.
Роль Декарта в философии Нового времени сравнима с ролью Галилея в становлении науки Нового времени. Соединив стремление к образцовому методу с метафизической спекуляцией, он сформировал новый тип философствования и поэтому с ним связывают начало нового периода в истории философии(первая половина ХУ11в.). Рене Декарт (1596-1650) родился на западе Франции в Лаэ (провинция Турень), воспитывался в иезуитском колледже Ла Флеш (1604-1612), изучал математику в Париже, в начале Тридцатилетней войны служил добровольцем в армии, после нескольких лет путешествий по странам Европы поселился в Голландии, где им были написаны его основные сочинения - как результат двадцатилетних уединенных научных исследований и философских размышлений. В 1648г. по приглашению шведской королевы Христины переехал в Стокгольм и там же в 1650г. умер. Декарт относился к классическому типу ученого: без личностных амбиций(в противоположность Ф. Бэкону) по поводу исправления всего человечества, охваченный жаждой совершенствования собственного разума и постижения истины, дороживший мнением только известных ученых, с которыми вёл обширную научную переписку, отсылая им рукописи своих работ.
Основные сочинения Декарта: "0пыты" (1637г.), включавшие "Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины", а также математические ("Геометрия"), физические ("Диоптрика" и Метеоры") исследования; "Размышления о первой философии" (1641г.)-основное философское сочинение Декарта; "Начала философии" (1644г.); "Аффекты души"(1649г.).
Декарт начал строить философию на новых принципах, но будучи действительно оригинальным мыслителем, он намного сильнее, чем полагал сам, связан с философской традицией: проблемы его метафизики - это проблемы схоластики эпохи классики, а подход к решению этих проблем у Декарта близок во многом подходу Августина Блаженного, Бонавентуры и Дунса Скота(субъективизм исходной позиции, поиск источника знания в Боге, волюнтаристическая теория суждения). Некоторые гносеологические идеи Декарта и концепция неограниченной свободы Бога были подготовлены оккамистами, а знаменитое "мыслю - следовательно, существую" сформулировано Августином, многократно повторялось схоластиками, а во времена Декарта заново обосновано Т. Кампанеллой. И всё же есть все основания считать Декарта творцом новой методологии философского познания и автором новой системы философии, которую он считал (подобно античным мыслителям) универсальной наукой и образно сравнивал с деревом: его корни - это метафизика; ствол - физика; ветви - все остальные науки, сгруппированные Декартом в три раздела – медицину (биологию), механику и этику. Кстати, Декарт творчески работал и достиг существенных результатов во всех областях широко понимаемой философии - в метафизике, физике, математике, биологии, психологии.
Взгляды Декарта.
- Введение
- Раздел 1. Подготовительный период (эпоха возрождения,XV-xvIвв.) Философы подготовительного периода
- Лекция 1. Человек и природа в философии Возрождения. План
- Лекция 2. Фрэнсис бэкон. Культура как "вторая природа" план
- Раздел II. Первый период метафизических систем (хvii век) Философы первого метафизического периода
- Лекция 3. Философия и наука. Г. Галилей и и. Ньютон план
- Лекция 4-5. Рене декарт и картезианство. План
- I. Метафизика.
- II. Теория познания и психология.
- III. Картезианская школа.
- Лекция 6. Томас гоббс и бенедикт спиноза план
- Взгляды т. Гоббса
- Лекция 7. Готфрид лейбниц план.
- Раздел III. Период просвещения и критики (хviii век). Философы периода Просвещения и критики
- Лекция 8. Джон локк. План
- Лекция 9. Джордж беркли и давид юм. План
- Лекция 10. Философия просвещения во франции. План
- Философия культуры ж-ж. Руссо.
- Лекция 11. Критическая философия и. Канта план
- Общие итоги третьего периода
- Раздел IV. Второй период метафизических систем
- Объективный идеализм шеллинга
- Диаликтический идеализм гегеля
- Лекция 14. А. Шопенгауэр и и. Гербарт план
- Лекция 15. Французский спиритуализм и английский радикализм
- Литература
- Раздел I. Подготовительный период (эпоха Возрождения, XV-xvIвв.)