Чувственное познание. Память и воображение
Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение — это наиболее элементарная форма чувственного познания. Восприятие есть целостный и вместе с тем структурированный символ (образ), состоящий из нескольких ощущений. Представление — образ ранее воспринятого или созданного воображением явления.
Физиологически ощущение и восприятие детерминируются энергией, которая в результате воздействия внешних предметов на органы чувств передается от последних в мозг. По утверждениям специалистов, информационная пропускная способность органов чувств человека распределена так: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Видов ощущений больше, чем органов чувств, ибо некоторые ощущения возникают в результате взаимодействия различных органов чувств. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные, температурные, болевые, равновесные, органические (ощущения процессов, происходящих в теле человека).
Восприятие предполагает синтетическую деятельность мозга. Динамика процесса восприятия описывается так называемым законом перцепции : сначала выделяется лишь первоначальное представление об объекте, которое затем сменяется детальным восприятием. Выло выяснено, что некоторые компоненты восприятия сохраняются неизменными. В результате этого восприятие обладает константностью. Если сходные восприятия встречаются индивиду вновь, то они познаются относительно быстрее. Процессы обучения в отдельных случаях требуют месяцы и годы (например, формирование навыков чтения или игры на музыкальных инструментах).
В последующем на опознание ставших привычными восприятий могут понадобиться лишь доли секунды.
Представления возникают на основе припоминания или же воображения, часто они относятся к прошлому и будущему. Обычно представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости.
Память — это способность человека относительно быстро воспроизводить ранее выработанную информацию. Различают кратковременную и долговременную память. Для кратковременной памяти типично вербально-акустическое кодирование, для долговременной — семантическое (смысловое). Объем кратковременной памяти в сотни и тысячи раз уступает объему долговременной памяти. Блоки данных ЭВМ позволяют расширить возможности памяти человека. Существуют особые приемы развития памяти, базирующиеся, в частности, на повторении информации и ее обобщении. В процессе припоминания человек имеет дело с представлениями.
Часть представлений возникает за счет воображения, создания субъектом ранее не присущих ему ощущений, восприятий, представлений. Репродуктивное воображение производится в соответствии с ранее известным. Продуктивное (творческое) воображение приводит к созданию новых, оригинальных образов. Фантазия, мечта — это формы воображения
- В.А. Канке философия
- Введение Что есть философия?
- Философия как наука
- Философия как мироощущение
- Философия как миропонимание
- Философия как практическое действие
- Назначение философии
- Часть 1. История философии Глава 1.1 Античная философия Милетская школа философии
- Школа Пифагора
- Гераклит и элеаты
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Школа Сократа
- Софисты
- Аристотель
- Философия раннего эллинизма
- Неоплатонизм
- Глава 1.2 Средневековая философия Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Креационизм
- Провиденциализм. Время
- Символизм. Средневековая герменевтика
- Реализм и номинализм
- Откровение и вера. Филосовский смысл заповедей Христа
- Общество и природа
- Средневековая теодицея
- Основные идеи средневековой философии:
- Глава 1.3 Философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Человек — творец, художник
- Гуманизм
- Философия Кузанского
- Философия Джордано Бруно. Пантеизм
- Перечислим основные принципы философии эпохи Возрождения:
- Глава 1.4 Европейская философия XVII в. Философия Бэкона
- Философия Декарта (картезианство)
- Итак, основные черты философии Декарта таковы:
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- Выработка нового юридического мировоззрения. Правовые идеи философии Локка
- Философия Лейбница
- В заключение данной главы перечислим основные идеи философии XVII в., начала эпохи Нового времени:
- Глава 1.5 Философия XVIII в. Историческая справка
- Философия французского Просвещения. Вольтер и Руссо
- Философия Гольбаха
- Философия в Германии. Кант и Фихте
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму Философия Гегеля
- От антропологического материализма Фейербаха к диалектическому материализму Маркса
- Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике Философия жизни
- Экзистенциализм
- Феноменология Гуссерля
- Герменевтика
- Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму "Первый позитивизм" Конта
- "Второй позитивизм" Маха и Авенариуса
- Неопозитивизм. Рассел, Витгенштейн, Карнап
- Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун
- Лингвистическая философия Витгенштейна
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 Русская философия Историческая справка
- Философия славянофилов
- Философия западников
- Философия Соловьева
- Русская философия в XX в.
- Характерные черты русской философии
- Заключение
- Часть 2. Систематический курс философии Глава 2.1 Метафилософия Метафизика. Основные вопросы философии
- Как строить философию?
- Мир философии
- Основные категории метафилософии
- Глава 2.2 Философская антропология и гносеология Философия о природе человека
- Природа психических функций человека
- Благодаря каким возможностям человек способен познавать мир?
- Чувственное познание. Память и воображение
- Рациональное познание. Мышление
- Единство чувственного и рационального познания. Эйдетическое познание
- Творчество. Интуиция
- Сознательное и бессознательное, надсознателыюе. Фрейдизм
- Что есть истина?
- Объяснение, вчувствование, понимание
- Ценность. Философия как аксиология
- Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал
- Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры Философия языка
- Единство и многообразие языков. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Знаковая форма языка. Философия как язык
- Философия культуры. Что есть культура? Культура и цивилизация
- Эстетика. Красота и прекрасное
- Философия практики. Что есть практика?
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Единство истины, красоты и добра. Образование и воспитание
- Глава 2.4 Философия общества и истории Пути понимания природы общества
- Социальное. Структура общества
- Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества
- Философия истории. Многообразие культур, цивилизаций. Запад — Россия — Восток
- Глава 2.5 Философия природы Исторические формы отношения человека к природе
- Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума
- Пространство и время
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Глава 2.6 Философия науки Что есть наука?
- Эмпирический уровень научного познания
- Теоретический уровень исследования. Природа научных абстракций
- Становление научной теории и рост теоретического знания
- Теоретические методы
- Наука в поисках истины
- Идеалы науки. Этика ученого
- Соотношение философской, религиозной и научной картин мира
- Глава 2.7 Философия техники Происхождение и природа техники
- Основные проблемы философии техники
- Техника и этика
- Человек в информационном обществе
- Глава 2.8 Стратегия будущего Человек во Вселенной
- Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Заключение Философия в современном мире
- Приложение 100 вопросов на понимание курса философии
- Литература2
- Именной указатель