Социальное. Структура общества
Латинское слово социалис переводится как общественный. Социальное — это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, физико-биологической основы.
Выше мы интерпретировали процесс становления социального. Социальное возникает как системная характеристика, как интегральный эффект непосредственного или опосредованного взаимодействия людей. Вне этого взаимодействия социальное не существует.
Носителями социального выступают люди и продукты их символической деятельности. Социальное является свойством любой личности. Социальное усваивается индивидуумом, а это означает, что он социализируется. Понимание процесса социализации личности многое объясняет, например, относительно природы сознания отдельного человека. Когда отдельный человек рассматривается вне социальных, общественных отношений, его сознание выступает как нечто сугубо психическое, детерминируемое нейрофизиологическими процессами. Социализация же выступает как влияние человека на других людей, это влияние "возгоняет" психику человека, переводит ее на новый, общественный уровень, который как бы удаляет сознание человека от нейрофизиологических процессов. Связь между сознанием человека и нейрофизиологическими процессами всегда есть, но она по мере развития социализации человека становится все более и более слабой.
На своем микроуровне общество выступает как совокупность индивидов, взаимодействующих между собой, и поэтому находящихся в определенных связях и отношениях. Но общество не исчерпывается своим микроуровнем. Общество состоит не только из своих элементов (отдельных людей), но и из макроструктурных единиц профессионального, демографического, экономического, политического, мировоззренческого содержания. Все макроструктуры, начиная от малых групп людей и коллективов и вплоть до наций, народов, классов и других общностей людей максимальной широты, определенным образом соотносятся друг с другом.
В социологии нет, пожалуй, ничего более сложного, чем понимание природы макросоциальных единиц и их взаимодействия между собой. Природа структурных единиц общества кажется весьма причудливой уже потому, что у них нет какой-то общей головы и общего тела, между тем есть общее сознание. Макросоциальные образования состоят из отдельных людей, но эти люди разъединены пространственно и, вроде бы, не составляют единства. Секрет загадочности природы макроструктурных единиц общества, как, кстати, и общества в целом, состоит в системном характере этих единиц и общества, в постоянном воспроизведении их как некоторых интегральных эффектов.
На основе психики и сознания отдельных индивидуумов образуется психика и сознание социальных групп людей. Социальные макроструктуры обладают психикой и сознанием не потому, что у них есть какая-то загадочная, былинных размеров голова, а потому что они выступают системным образованием по отношению к отдельным индивидуумам. Читатель имеет возможность выявить системный характер языка, культуры, практики, искусства, науки, этики.
Если рассматриваются системные характеристики, то крайне важно не упускать из виду присущую им внутреннюю динамичность. Системы часто представляют себе как нечто спокойное, максимально устоявшееся, с малым числом структурных единиц, короче, по подобию Солнечной системы планет. Между тем социальные системные образования состоят из большого числа единиц. Так, число членов классов, наций исчисляется миллионами людей. Число же присущих людям эмоций и мыслей, формулируемых ими высказываний — мириады. В таких сложных системах, как человеческое общество, системные эффекты возникают в результате "скрещивания" многих индивидуальных агентов. Системное выступает как новое, в котором во взаимодополняемом единстве присутствуют хаос и порядок. Выделяются некоторые параметры порядка, аттракторные состояния, которые часто становятся доминирующими. Именно на их базе вырабатываются нормы культуры, искусства, этики, языка, которые усваиваются максимальным числом членов данной социальной группы. Но жизнь общества не останавливается, возникают новые импульсы, новые аттракторы, притяжение к которым разрушает старые параметры порядка. Выражаясь метафорически, классика сменяется модернизмом, модернизм — постмодернизмом. Верно, что общество есть система, но это особая система, система со сложной динамикой своих интегральных эффектов.
Отметим особо, что социальное (= общественное) никак не исчерпывается социально общим. Члены данной социальной группы обычно имеют много общего (привычки, традиции, способы мышления и т. п.), но они и отличаются друг от друга, будучи вместе с тем членами одной и той же социальной группы людей. Социальное — это системный эффект, для которого характерно как общее, так и особенное.
- В.А. Канке философия
- Введение Что есть философия?
- Философия как наука
- Философия как мироощущение
- Философия как миропонимание
- Философия как практическое действие
- Назначение философии
- Часть 1. История философии Глава 1.1 Античная философия Милетская школа философии
- Школа Пифагора
- Гераклит и элеаты
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Школа Сократа
- Софисты
- Аристотель
- Философия раннего эллинизма
- Неоплатонизм
- Глава 1.2 Средневековая философия Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Креационизм
- Провиденциализм. Время
- Символизм. Средневековая герменевтика
- Реализм и номинализм
- Откровение и вера. Филосовский смысл заповедей Христа
- Общество и природа
- Средневековая теодицея
- Основные идеи средневековой философии:
- Глава 1.3 Философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Человек — творец, художник
- Гуманизм
- Философия Кузанского
- Философия Джордано Бруно. Пантеизм
- Перечислим основные принципы философии эпохи Возрождения:
- Глава 1.4 Европейская философия XVII в. Философия Бэкона
- Философия Декарта (картезианство)
- Итак, основные черты философии Декарта таковы:
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- Выработка нового юридического мировоззрения. Правовые идеи философии Локка
- Философия Лейбница
- В заключение данной главы перечислим основные идеи философии XVII в., начала эпохи Нового времени:
- Глава 1.5 Философия XVIII в. Историческая справка
- Философия французского Просвещения. Вольтер и Руссо
- Философия Гольбаха
- Философия в Германии. Кант и Фихте
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму Философия Гегеля
- От антропологического материализма Фейербаха к диалектическому материализму Маркса
- Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике Философия жизни
- Экзистенциализм
- Феноменология Гуссерля
- Герменевтика
- Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму "Первый позитивизм" Конта
- "Второй позитивизм" Маха и Авенариуса
- Неопозитивизм. Рассел, Витгенштейн, Карнап
- Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун
- Лингвистическая философия Витгенштейна
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 Русская философия Историческая справка
- Философия славянофилов
- Философия западников
- Философия Соловьева
- Русская философия в XX в.
- Характерные черты русской философии
- Заключение
- Часть 2. Систематический курс философии Глава 2.1 Метафилософия Метафизика. Основные вопросы философии
- Как строить философию?
- Мир философии
- Основные категории метафилософии
- Глава 2.2 Философская антропология и гносеология Философия о природе человека
- Природа психических функций человека
- Благодаря каким возможностям человек способен познавать мир?
- Чувственное познание. Память и воображение
- Рациональное познание. Мышление
- Единство чувственного и рационального познания. Эйдетическое познание
- Творчество. Интуиция
- Сознательное и бессознательное, надсознателыюе. Фрейдизм
- Что есть истина?
- Объяснение, вчувствование, понимание
- Ценность. Философия как аксиология
- Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал
- Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры Философия языка
- Единство и многообразие языков. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Знаковая форма языка. Философия как язык
- Философия культуры. Что есть культура? Культура и цивилизация
- Эстетика. Красота и прекрасное
- Философия практики. Что есть практика?
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Единство истины, красоты и добра. Образование и воспитание
- Глава 2.4 Философия общества и истории Пути понимания природы общества
- Социальное. Структура общества
- Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества
- Философия истории. Многообразие культур, цивилизаций. Запад — Россия — Восток
- Глава 2.5 Философия природы Исторические формы отношения человека к природе
- Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума
- Пространство и время
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Глава 2.6 Философия науки Что есть наука?
- Эмпирический уровень научного познания
- Теоретический уровень исследования. Природа научных абстракций
- Становление научной теории и рост теоретического знания
- Теоретические методы
- Наука в поисках истины
- Идеалы науки. Этика ученого
- Соотношение философской, религиозной и научной картин мира
- Глава 2.7 Философия техники Происхождение и природа техники
- Основные проблемы философии техники
- Техника и этика
- Человек в информационном обществе
- Глава 2.8 Стратегия будущего Человек во Вселенной
- Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Заключение Философия в современном мире
- Приложение 100 вопросов на понимание курса философии
- Литература2
- Именной указатель