Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму "Первый позитивизм" Конта
Неклассический этап развития философии включает в себя не только те ее направления, которые с известным предубеждением относились к сфере рассудка и разума, каковы, например, философия жизни, экзистенциализм и некоторые варианты герменевтики и феноменологии. Уже в силу своей значительности сфера мыслительного не могла быть покинута философами. Но в XX в. она осмысливается по-другому, нежели во времена от Платона до Канта и Гегеля. В этом смысле особую значимость в истории развития философии имела позитивистская тенденция к~ рассмотрению которой мы переходим. Позитивизм претендует на достижение положительного, позитивного знания.
Французский философ Огюст Конт стремился дать объяснение своей эпохе, характерные черты которой он связывал с переходом от военно-теологического общества к индустриальному. Если до XIX в. люди в основном боролись друг с другом, то теперь вследствие развития промышленности им приходится иметь дело с природой. На смену основным общественным лицам, каковыми ранее являлись теологи и военачальники, приходят промышленники и ученые. Соответственно наступило время для нового мировоззрения. Основное его содержание Конт видит в следующем: 1) закон трех стадий; 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) правильная классификация наук.
Конт считал, что он обнаружил "великий основной закон" процесса развития мышления. Каждая ветвь познания проходит последовательно три стадии: теологическое или вымышленное, метафизическое или абстрактное, научное знание.
На первой стадии познания человек стремится объяснить все сверхъестественными силами, понимаемыми по подобию с ним самим: богами, духами, героями и т. д.
На второй, метафизической стадии познания хотят добиться исчерпывающего знания ссылкой на абстрактные первосущности. Таковы, например, идеи Платона, формы Аристотеля, абсолютный дух Гегеля, материя у всех материалистов. На место действительных законов ставят абсолютные сущности. Положительное значение метафизической стадии состоит в переходе к подлинной науке, к идеальному, положительному знанию.
В критике метафизики Конт вполне справедливо выступает против философствования, которое неадекватно учитывает данные специальных наук. Отказ от такого учета неминуемо приводит к философским издержкам, к домысливанию несуществующего. Конт тонко почувствовал, что дистанцирующаяся от науки философия неминуемо оказывается плохой философией.
Конт прав в своей критике ненаучной философии, но, пожалуй, он заблуждается, относя к ней учения великих философов. В критике великих опасно проявлять излишнюю самоуверенность. Поясняя ситуацию, обратимся к закону постоянного подчинения воображения наблюдению.
Именно наблюдение, считает Конт, является универсальным методом познания. Наблюдение по своему исходному состоянию не может обнаружить первосущности, на основе которых объясняют явления. Следовательно, наблюдение позволяет описывать явления. Этим и следует удовлетвориться, т. е. обнаружением связи явлений, что, по Конту, есть закон.
Истинный позитивный дух, подчеркивает Конт, состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами — в замене слова почему словом как . Мы способны понять, как происходят явления, но не почему они происходят. Конт — приверженец строгих научных теорий, однако он считает, что последние имеют не объясняющий, а описательный характер. Динамические теории дают ответ на вопрос: "Почему происходят данные явления?" Такие теории Конт считает надуманными, абстрактными, метафизическими. Феноменологические теории отвечают на вопрос: "Как происходят явления?" Именно эти теории и образуют содержание всякой развитой науки.
Для Конта вопреки утверждениям, идущим еще от Платона и его исторических последователей, мир однослоен, а не двухслоен. За слоем явлений (феноменов) нет слоя их объясняющих принципов, идей, монад и т. п. Такого рода воззрения весьма популярны и поныне. Так, К. Поппер , современный философ, буквально воспроизводит тезисы Конта о феноменологическом характере науки. Следует признать, что если бы Конт в своем феноменологическом радикализме был полностью прав, то картина науки была бы довольно простой. Не надо было бы ломать голову над смыслом теоретических терминов. Многие ученые, однако, не согласны с феноменологическими установками. За теоретическими терминами они видят реальность, которая имеет объясняющую силу. Они различают теоретические и эмпирические термины, теоретические и эмпирические законы. С их позиций правоту Конта можно понять как требование непременной опоры на данные наблюдений, а противоречащие им теоретические утверждения должны быть отвергнуты. Но Конт неглубок в понимании идеализации, всего того, что фиксируемо в эксперименте не непосредственно, а лишь опосредствованно. Конт в понимании теории и науки — феноменолог и номиналист, а философы, противостоящие ему, могут быть охарактеризованы как динамисты и реалисты. Это означает, что они являются приверженцами динамических, т. е. объясняющих, теорий; наряду с реальностью единичного признается реальность общего.
Что касается строения научного знания, то оно фиксируется Контом в классификации наук, где переход совершается от простого к сложному, от абстрактного к конкретному и от древнего к новому:
1. Математика
2. Астрономия
3. физика
4. Химия
5. Физиология
6. Социология
7. Мораль
Будучи знатоком математики и физики, Конт придавал их методам универсальное значение. Социологию он называл социальной физикой. Специфику же биологических и социальных явлений он объяснял эффектами целостности, совместного действия агрегатов физико-химических явлений. При этом сложная наука (физиология по отношению к химии, социология по отношению к физиологии) не сводится, не редуцируется к более простой.
Но куда подевалась философия? Неужели в критике метафизики Конт доходит до полного отрицания философии? Не определяя для философии особого места в иерархии наук, Конт, однако, сохраняет и за ней положительное значение. На ее долю остается: 1) изучение общих научных положений, связей наук друг с другом в противовес глубокой специализации; 2) разработка научного метода, в равной степени пригодного для всех наук.
Таким образом, в своем благородном стремлении не допустить скатывания философии к ненаучным выдумкам, Конт ограничивает философию довольно-таки узкими рамками. В конечном, счете Конт склонен больше сводить философию к арсеналу идей специальных наук, нежели признавать ее относительную самостоятельность. Относительная самостоятельность философии вроде бы не упускается из виду, но ей не придается должного значения.
- В.А. Канке философия
- Введение Что есть философия?
- Философия как наука
- Философия как мироощущение
- Философия как миропонимание
- Философия как практическое действие
- Назначение философии
- Часть 1. История философии Глава 1.1 Античная философия Милетская школа философии
- Школа Пифагора
- Гераклит и элеаты
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Школа Сократа
- Софисты
- Аристотель
- Философия раннего эллинизма
- Неоплатонизм
- Глава 1.2 Средневековая философия Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Креационизм
- Провиденциализм. Время
- Символизм. Средневековая герменевтика
- Реализм и номинализм
- Откровение и вера. Филосовский смысл заповедей Христа
- Общество и природа
- Средневековая теодицея
- Основные идеи средневековой философии:
- Глава 1.3 Философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Человек — творец, художник
- Гуманизм
- Философия Кузанского
- Философия Джордано Бруно. Пантеизм
- Перечислим основные принципы философии эпохи Возрождения:
- Глава 1.4 Европейская философия XVII в. Философия Бэкона
- Философия Декарта (картезианство)
- Итак, основные черты философии Декарта таковы:
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- Выработка нового юридического мировоззрения. Правовые идеи философии Локка
- Философия Лейбница
- В заключение данной главы перечислим основные идеи философии XVII в., начала эпохи Нового времени:
- Глава 1.5 Философия XVIII в. Историческая справка
- Философия французского Просвещения. Вольтер и Руссо
- Философия Гольбаха
- Философия в Германии. Кант и Фихте
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму Философия Гегеля
- От антропологического материализма Фейербаха к диалектическому материализму Маркса
- Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике Философия жизни
- Экзистенциализм
- Феноменология Гуссерля
- Герменевтика
- Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму "Первый позитивизм" Конта
- "Второй позитивизм" Маха и Авенариуса
- Неопозитивизм. Рассел, Витгенштейн, Карнап
- Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун
- Лингвистическая философия Витгенштейна
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 Русская философия Историческая справка
- Философия славянофилов
- Философия западников
- Философия Соловьева
- Русская философия в XX в.
- Характерные черты русской философии
- Заключение
- Часть 2. Систематический курс философии Глава 2.1 Метафилософия Метафизика. Основные вопросы философии
- Как строить философию?
- Мир философии
- Основные категории метафилософии
- Глава 2.2 Философская антропология и гносеология Философия о природе человека
- Природа психических функций человека
- Благодаря каким возможностям человек способен познавать мир?
- Чувственное познание. Память и воображение
- Рациональное познание. Мышление
- Единство чувственного и рационального познания. Эйдетическое познание
- Творчество. Интуиция
- Сознательное и бессознательное, надсознателыюе. Фрейдизм
- Что есть истина?
- Объяснение, вчувствование, понимание
- Ценность. Философия как аксиология
- Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал
- Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры Философия языка
- Единство и многообразие языков. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Знаковая форма языка. Философия как язык
- Философия культуры. Что есть культура? Культура и цивилизация
- Эстетика. Красота и прекрасное
- Философия практики. Что есть практика?
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Единство истины, красоты и добра. Образование и воспитание
- Глава 2.4 Философия общества и истории Пути понимания природы общества
- Социальное. Структура общества
- Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества
- Философия истории. Многообразие культур, цивилизаций. Запад — Россия — Восток
- Глава 2.5 Философия природы Исторические формы отношения человека к природе
- Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума
- Пространство и время
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Глава 2.6 Философия науки Что есть наука?
- Эмпирический уровень научного познания
- Теоретический уровень исследования. Природа научных абстракций
- Становление научной теории и рост теоретического знания
- Теоретические методы
- Наука в поисках истины
- Идеалы науки. Этика ученого
- Соотношение философской, религиозной и научной картин мира
- Глава 2.7 Философия техники Происхождение и природа техники
- Основные проблемы философии техники
- Техника и этика
- Человек в информационном обществе
- Глава 2.8 Стратегия будущего Человек во Вселенной
- Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Заключение Философия в современном мире
- Приложение 100 вопросов на понимание курса философии
- Литература2
- Именной указатель