21. Схоластический номинализм философии Средних веков. П. Абеляр.
С точки зрения номинализма, познание истины возможно только на путях Божественного откровения. Но, слово божье и слово человеческое они различны. И их различие заключается в том, что человек пребывающий в сотворенном мире, это существо конечноеи в этом отношении человеческая истина соответствует Божественной только, когда человеческий акт предикации соответствует Божественному замыслу. Стало быть, когда речь идет о человеческой истине, то всякое познание начинается с номинования. Существующие вещи удостоверяют свое существование благодаря их являемости человеку. Следовательно, номинализм содержит в себе элементы сенсуализма. И следовательно, продолжает в этом отношении линию Аристотеля. Вещи даются нам свойствами различными. Но это не начало акта познания. Акт познания начинается тогда, когда мы данные нам свойства и отношения вещей номинируем. Познание начинается с имени. И если поставить проблему истины как соответствие интеллекта и вещи,то в таком случае надо поставить вопрос о том, соответствует ли акт номинации Божественному Слову. Поэтому, когда Смагин что-то считает и он совершил акт номинации, то есть некоторые события 7+3=13, то мы скажем что это неверно, а почему? Потому что противоречит аксиомам арифметики. Следовательно, это пример когда акт номинации не соответствует Божественному слову. Акт номинации - есть тот самый акт предикации. И в этом отношении, всякий акт номинации есть использование того, что в чем говорится и благодаря чему рассуждается о многих предметах. Поэтому, когда утверждается что вот этот человек есть студент, то в этом отношении слово студент есть универсалия или понятие, в котором высказывается о многих существующих предметах, принадлежащих данному роду. Каждый из нас это студент, а затем идет видовое отличие (такого-то факультета), следовательно, с точки зрения номинализма универсалии это предикаты. Быть универсалией, значит быть предикатом и поэтому всякая универсалия существует только в уме человека , допустим, в качестве концепта, как говорит Петр Абеляр. Поэтому всякая универсалия субъективна, есть результат мыслительной деятельности человека в основании которой лежит акт абстрации. Все вещи, говорит Петр Абеляр, они нумерически дискретны и этивещи есть потому, что они есть. Сам же акт познания заключается в том, чтобы мы во многих этих вещах находим что-то сходное, что существует всегда, что всегда есть и не может не быть и что определяет родовидовую принадлежность данного множества вещей. И вот это-то общее необходимое человек фиксирует отвлекает и присваивает ему имя. Допустим, есть множество студентов в разных странах, и выделяя общие признаки мы всех этих людей объединяем в единое целое и присваиваем статус студента. Всякая универсалия субъективна, результат нашей с вами мыслительной и речевой деятельности. Поэтому есть Божественное Слово, есть люди, которые совершают познание и отсюда становится понятно, почему об одном и том же в одном и томже отношении этот человек говорит что он монофизит, а другой о Божественном подобии. Зависит это от самого человека. Задача теперь заключается в том, чтобы каждому из высказывающихся по поводу истины доказать, что именно его положение является истинным. А для этого нужно взять авторитетные тексты (библия, Евангелие, тексты Апостолов, высказывание авторитетов Богословов), то есть взять свой собственный акт предикации и логически, грамматически, диалектически, его вывести из Божественного текста. Если эта операция человеком осуществлена правильно ,убедительно, то следовательно его акт номинации истинен, поскольку его интеллект соответствует интеллекту Божественному. Следовательно, когда мы будем опровергать смагина мыбудем следовать схоластическому методу познания. Мы докажем, что из аксиоматики арифметики что 7+3=13 неверно. Каноническую интерпретацию схоластических методов познания представлена у Фомы Аквинского. Он канонизирован.
- 18. Христианская картина мира и ее основные принципы: монотеизм, креационизм, символизм, христианский антропоцентризм.
- 19. Западноевропейская философия в вере. Соотношение веры и разума в познании истины.
- История вопроса в западной философии
- 20. Реализм как схоластический метод познания. А. Кентерберийский
- 21. Схоластический номинализм философии Средних веков. П. Абеляр.
- 22. Схоластическая метафизика ф. Аквинского.
- 23. Секуляризация естественного разума в терминизме в. Оккам: экономия мышления и «бритва Оккама».
- 24. Теория суппозиции в. Оккама. Роль опытного знания в логике естественного разума в. Оккама.