logo
3 тема шпоры не готовы

20. Реализм как схоластический метод познания. А. Кентерберийский

схоластической философии.

Между универсальным общим и единичным множественным лежит некоторая бесконечность смыслов и значений и именно потому, что всякая вещь есть результат творения. А Творец, он бесконечно превосходит все созданное им как в целом, так и в отдельности. В таком случае, как же можно пребывать в истине, если не разум и не чувства нам истину не дают. А это можно только одним способом - метод познания -схоластика (искусство постоянного обучения и научения). Основанием является то, что Бог не только сотворил мир, но еще и возвестил нам о замысле своего творения. И следовательно, в этом мире существует 2 истины : 1 - определяющая - все существующее истинно просто лишь потому, что сотворено Богом. Следовательно, всякое единично существующая вещь соответствует Божественному интеллекту и это онтологическая истина - истина бытия. 2 -собственно человеческая истина -соответствие высказывания интеллекту. Задача заключается в том, чтобы высказывание человека о мире соответствовали Божественному замыслу (интеллекту). Но Божественный замысел пребывает в вечности, а человеческий интеллект он конечен. Как может человеческий интеллект соответствовать разуму божественному? А это можно только в одном случае -путь, когда человек направляет свой разум на понимание того, что Бог возвестил нам об этом мире. Следовательно, задача познания - чисто герменевтическая. Познать истину, то есть соответствие вещи Божественному интеллекту, это значит истолковать причем правильно то, что несет в себе Божественное слово. И если это истолкование осуществилось, то в таком случае человек пребывает в слове Божьем, а следовательно его вера является истинной. И вот это и есть суть схоластического метода. Истину не нужно искать, ее нужно понять. Этот метод познания осуществляется в двух вариантах -схоластический номинализм и схоластический реализм. Они различаются между собой в проблеме точнее ее решении универсалии. Универсалия характеризуется как то, что составляет сущность любой вещи и в чем выражается в наибольшей степени в соответствии вещи Божественному интеллекту. Для всех нас будет универсалия - студент. Вопрос заключается в том, как существуют универсалии, существуют ли они не зависимо от человеческого сознания, интеллекта или единичных вещей, или они сущетствуют независимо от человеческого интеллекта в самих вещах, или универсалии существуют только в человеческом уме и характеризуют единичные вещи. Если универсалия существует независимо от человек до единичных вещей и вне зависимости от них, тогда мы на позициях реализма. Просто лишь потому, что если в универсалии замысле Божий выражается в предельном и чистом виде, то тогда такая универсалия может не быть? Нет. Универсалии то что есть, и не может не быть -вот в чем суть реализма. А поскольку универсалии предстают человеку посредством Божественного откровения, посредством слов, то в этом отношении познание следует начинать с именно этого Слова, ибо в начале было Слово и было оно у Бога, и от этих слов идти к единичным экземплярам. Например, когда мы на каких либо лабораторных осуществляем акт какого-либо вычисления, то следуем ли реалистическому познанию? Мы идем по пути реализма. Следовательно, с точки зрения реализма универсалия существует вечно и независимо от человека и единичных вещей, та сущность вещи, которая возвещена нам в слове. Идти от слов к единичным событиям. Отсюда знаменитая притча - Фома Аквинский (канонизированный теолог). Выясняют есть ли у крота глаза -подошел садовник и говорит че вы рассуждаете? Я вам его поймаю и посмотрим. Наша задача заключается чтобы в принципе объяснить есть ли глаза у него, а следовательно всякому чувственному содержанию просто указывается на дверь. Задача чтоб из авторитетных божественных текстов есть ли у крота глаза, или нет. Безбрежный рационализм. Но схоластический реализм сталкивается с проблемой - Библия для всех одна. Более того, чтобы избежать различных толкований истин Библий, существуют даже канонические языки, что библию можно рассказывать только на 3х языках (для католиков) - древнееврейский, греческий, латынь. Остальные языки простецов, они не способны нести истину и откровения. Институт диглосии -есть единственный и правильный язык. Когда Кирилл и Мефодий создавали азбуку, им приходилось доказывать, что это тоже греческий язык, только отличается фонетикой. Несмотря на эту жесткую языковую дисциплину. Тем не менее, различные папы, церкви дают совершенно противоположные комментарии одного и того же. Особенно по поводу природы Спасителя. Монофизиты -Бог и его сын единосущностны, если мы имеем истинное слово и оно возвещенно, то почему есть различные толкования одной и той же истины? На этот вопрос ответ схоластический реализм ответа не дает. Поэтому дальнейшее развитие схоластики оно связывается с номинализмом.