Монтескье
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представитель философии французского Просвещения. Он происходил из дворянского гасконского рода. Получив классическое и юридическое образование, был на различных должностях в судебных учреждениях, что дало ему возможность изучить юридическую практику Франции того времени. Затем отходит от всего этого и посвящает себя изучению естественных и общественных наук. Первый его литературный опыт - роман "Персидские письма" (1721) - имел огромный успех. В нем он подверг критике феодально- абсолютистский режим. Основной работой Монтескье по праву считается произведение "О духе законов" (1747). Еще он написал "Рассуждение о причина величия и падения римлян" (1734). В своей социальной философии Монтескье рассматривает причины существования разных форм общества, полагая, что для того, чтобы снять ту или иную форму общественного развития, необходимо почитать то законодательство, которое существует в данном обществе. Монтескье различал два типа законов, существующих в обществе: 1) "естественные", которые определяются биологическими, природными характеристиками человека и выражают его отношения к природе я к другим людям, но, так сказать, во внеобщественном состоянии; 2) социальные законы. Монтескье выделял три основных образа правления, существовавших в истории: республиканский, монархический, деспотический. Он полагал что юридические нормы государства определяются формой государства, законы же - это юридические выраженные правила, определяющие отношения между верховной властью и членами общества. Эти законы, согласно Монтескье, формируют политическую свободу, состоящую в том, что каждый имеет право делать все, что дозволено законами. Смысл концепции Монтескье сводился к утверждению, что законодательства, характерные для определенных форм правления, а именно демократического, монархического и деспотического, детерминированы различными факторами: характером политической власти, почвой, рельефом (т.е. географической средой), нравами, обычаями, религиозными верованиями, численностью населения. Тем самым Монтескье попытался осознать общество как целое, связанное в единое целым рядом условий, факторов. Эта целостность и определяет, согласно Монтескье, "дух народов". Каждая форма правления - своеобразная структура, все элементы которой взаимосвязаны и необходимы для функционирования целого. В каждой социальной структуре главным элементом Монтескье считал ту или иную человеческую страсть, которая дает возможность действовать, чтобы сохранить устойчивое состояние. Для республики характерна добродетель, для монархии - честь, для деспотии - страх. Если та или иная "страсть", или психологический принцип, ослабляется, то этот образ правления рушится. Тем самым Монтескье устанавливал определенную зависимость между образами правления и психологией народов, что имело под собой важные основания. Монтескье выводил эти зависимости из географической среды, в которой главную роль играли климат, почва и рельеф местности. Составная часть учения Монтескье - его концепция "разделения властей", которая в определенной степени была развитием идей Локка. Монтескье указывал, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей должно быть при любой форме правления, как при монархии, так и при демократии. Он писал, что необходимо разделить "власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц". Только подобное государственное устройство, в котором все эти власти разделены, может обеспечить такое положение, "при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему позволяет" [Избр. произв. М., 1955. С. 290-291]. Эта концепция Монтескье имела огромное демократическое содержание и не потеряла своего значения до настоящего времени.
Мо-цзы
Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395) - древнекитайский философ, выступал против Конфуция, хотя вначале изучал конфуцианство и выступал в его защиту. Взгляды Мо-цзы изложены в "Трактате учителя Мо" ("Мо-цзы"), созданного его учениками. Главная цель, пронизывающая концепцию Мо-цзы, - это принцип "всеобщей любви". Всеобщая любовь понимается как любовь всех ко всем. Эта любовь, по мнению Мо-цзы, может разрешить любые конфликты, как в экономической, так и в политической сферах. Он видел в осуществлении этого принципа выход из политического и экономического хаоса. Кроме того, критикуя конфуцианство, Мо-цзы выдвинул и другие принципы и положения своей этической доктрины. Он подчеркивал важность уважения талантов, самоуважения, ; ненападения. Он полагал, что все талантливые люди должны иметь ; возможность управлять страной вне зависимости от происхождения. S Выступал против войн и считал, что "нельзя нападать на соседние царства, убивать народ, захватывать скот и грабить богатства". Мо-цзы также выступал против конфуцианского положения, что "воля небес" определяет судьбу человека, и считал, что люди перестанут бороться за свое счастье, если поверят в судьбу, которая от них не зависит. Не признавал конфуцианское положение, что воспитание народа должно осуществляться посредством музыки и ритуала. В то же время Мо-цзы не отрицал "роли небес" в жизни человека, полагая, что Бог наказывает или вознаграждает людей в той мере, в какой они следуют принципу всеобщей любви. В учении о познании Мо-цзы стоял на точке зрения, что истинные знания - это те, что получены в процессе практической деятельности. Он также выступал против "врожденного знания". Мо-цзы - основатель направления моизма. Моисты развивали идеи своего учителя с позиций наивного материализма. Они разрабатывали в основном проблемы логики и теории познания. По их мнению, вещи, существующие вокруг нас, имеют объективный характер и независимы от нашего сознания. Человеческое сознание возникает в результате деятельности органов чувств и мышления.
Наторп
Пауль Наторп (1854-1924) - видный представитель Марбургской иколы неокантианства. Его главные произведения: "Этика Демокрита" (1893), "Учение Платона об идеях" (1903), "Теория познания Декарта" (1882), "Логические основы точных наук" (1910), "Общая психология согласно критическому методу" (1912), "Социальная педагогика" (1899). Как видно из простого перечисления названий работ Наторпа, круг философских интересов его довольно широк - он писал по истории философии, логике, психологии, педагогике. Как в своих историко-философских, так и в логических работах Наторп проводит мысль, что только идеализм - единственно правильное понимание окружающего мира. Начало познания - гносеологический, философский анализ, который он понимает как процесс постижения целого. Наторп полагает, что идеализм - это не какое-то застывшее состояние, не какая-то система, а вечное движения. Наторп распространяет идеализм не только на гносеологию, но и на этику Идеализм - это основа этики Марбургской школы. Наторп ставит этику в зависимость от логики. Логика, имеющая первоначально широкий смысл как учение разума, получает у него высший ранг она охватывает не только теоретическую философию, но и этику Вместе с тем она обосновывает все социальные науки. Этика у Наторпа не связана с социальным, так как благо, по его мнению есть благо само по себе. Система социальной педагогики Наторпа приводит его к проповеди этического социализма, сводящегося к стремлению воспитать членов общества в духе разумности, которая должна привести к единению всех членов общества в достижении идеальной цели. Концепция этического социализма Наторпа - результат развития его обществоведческих взглядов, выразившихся в разработке им социальной педагогики. Согласно Наторпу, человек представляет собой микрокосм, в котором сконцентрирован весь мир в миниатюре в одном пункте Следовательно, все науки изучают человека с разных сторон. Человек выражает себя в деятельности, в труде, в работе. Человеческая деятельность - это своего рода практическое мышление, т.е. деятельность по воплощению в жизни общества "регулятивной идеи , которая проходит три этапа - влечение, волю, разум; В этих характеристиках выражается человеческая природа, которая находит свое отражение в социальных структурах. Так, влечение выражается в хозяйственной деятельности, воля - в социальных учреждениях, разум - в системе образования.
- Августин
- Авенариус
- Аверроэс
- Анаксимандр
- Анаксимен
- Ансельм
- Аристотель
- Бергсон
- Бердяев
- Булгаков
- Виндельбанд
- Витгенштейн
- Гадамер
- Гассенди
- Гельвеций
- Гераклит
- Гольбах
- Гуссерль
- Демокрит
- Зенон из Китиона
- Зенон из Элеи
- Иоанн Скот Эриугена
- Карсавин
- Кондильяк
- Конфуций
- Ксенофан
- Кьеркегор
- Ламетри
- Левкипп
- Лейбниц
- Лосский
- Лукреций
- Маймонид
- Макиавелли
- Мальбранш
- Мандевиль
- Марк Аврелий
- Монтескье
- Николай Кузанский
- Панеций
- Парменид
- Пико делла Мирандола
- Пиррон из Элиды
- Пифагор
- Плеснер
- Плутарх
- Порфирий
- Посидоний
- Протагор
- Риккерт
- Росцелин
- Ротхакер
- Соловьев
- Спиноза
- Фейербах
- Флоренский
- Фома Аквинский
- Хайдеггер
- Хомяков
- Цицерон
- Чаадаев
- Чернышевский
- Шеллинг
- Шефтсбери
- Шопенгауэр
- Эмпедокл
- Эпиктет