Протагор
Протагор из Абдер (ок. 480-410 до Р.Х.) - один из родоначальников софистики в Древней Греции как направления в философии. Первоначально слово "софист" по-древнегречески означало "мудрец", который пользовался авторитетом в различных областях жизни. Затем софистами стали называть платных преподавателей, которые зарабатывали себе на жизнь, подготавливая молодых людей к различной общественной деятельности. Они учили красноречию и всевозможным знаниям. Постепенно слово "софист" стало применяться к тем учителям философии, которые доводили до крайности принцип об относительности нашего знания. Эти учителя, обучая ораторскому искусству, преподавали различные приемы для убеждения и доказательства всевозможных положений независимо от истинности этих положений. Общей чертой для них является положение об относительности буквально всех понятий, норм, оценок. Протагор жил в Афинах, много странствовал. За книгу "О богах" по обвинению в нечестии был изгнан из Афин. Он полагал, что окружающий нас мир противоречив и поэтому "относительно каждой вещи можно выставить два противоположных тезиса". Это зафиксировано в известном изречении Протагора: "Человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, и несуществующих - в том, что они существуют". При восприятии явлений, согласно Протагору, все зависит от конкретного человека: "Каким что является мне, таким оно верно для меня, а каким тебе - таким - для тебя" (так пишет о Протагоре Платон). Этот релятивизм у Протагора распространялся и на религию: "О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо много препятствий знанию: и неявленность предмета, и краткость человеческой жизни".
Рид
Томас Рид (1710-1796) - шотландский философ, главный представитель философии "здравого смысла" и критик учения Юма. Томас Рид сначала был приходским священником, но затем выбрал преподавательскую деятельность и стал профессором университетов в Абердине и Глазго. Написал несколько философских произведений: "Исследование о человеческом уме в соответствии с принципами здравого смысла" (1764), "Опыты об интеллектуальных способностях человека" (1785), "Опыты о деятельных способностях человека" (1788). В своем учении Рид исходил из обыденного понимания здравого смысла, как оно звучит в английском языке - common sense. Здравый смысл, писал он, является уровнем суждения, который присущ людям, постоянно общающимся с нами, поэтому человек, обладающий здравым смыслом, должен быть человеком рассудительным. Здравый смысл для такого человека важнее разума и философии, которая основывается на разуме. Рид превозносил те представления людей о себе и мире, которые у них сформировались стихийно. Рид также полагал, что суждения здравого смысла должны согласовываться с определенными положениями науки. Он писал, что науки основываются на главных принципах, которые определяют все остальное, эти принципы скорее интуитивные, чем доказательные. От них нельзя отказаться ни при каких обстоятельствах. Рид различал две разновидности "истин", принципов, которые самоочевидны и на которых основывается знание: необходимые и контингентные. Необходимые принципы - это аналитические суждения, а контингентные - синтетические. Необходимые принципы выступают основой наук, а контингентные играют большую роль в жизни обыденных людей. Контингентные принципы должны опровергнуть юмовский скептицизм, так как не нуждаются ни в каких доказательствах, они настолько исходят из здравого смысла, что обладают врожденными качествами. Например, контингентными принципами Рид считает такие положения, как "моя личность". Он говорит, что наша личность тождественна, а ее существование не прерывается, пока мы ее отчетливо вспоминаем. К необходимым принципам он относил причинность, которую нельзя доказать, но она и не нуждается в этом, так как очевидна и имеет всеобщий характер. Теория здравого смысла Рида имеет под собой определенные основания, так как в представлениях здравого смысла действительно зафиксирован многовековой опыт людей, и поэтому он содержит в себе истинность многих положений. Но Рид абсолютизирует этот момент и зачастую превращает его в свою противоположность. Рид больше заботился о том, чтобы объяснить инстинктивные привычки людей, человеческой природы, упирая в основном на опытные принципы. "Здравый смысл" для Рида - это особое интуитивное качество нашего ума, основывающееся на самоочевидных невыводимых принципах. Рид выступал против так называемого "идеизма", при котором процесс познания понимается опосредованно - через идеи-образы, выступающие представителями какого-либо предмета, например, Солнца. Из этого образа, идеи мы выводим существование Солнца. В отношении же самой идеи у философов вроде бы сомнения нет. Но это как раз и приводит к скептицизму в отношении опытного познания. Рид выступает против такого скептицизма и подчеркивает, что если бы люди во всем сомневались и вели бы себя как скептики, то это привело бы их к помешательству и гибели. Вместе с тем, занимая правильную позицию в отношении отрицательного подхода к скептицизму, Рид отбрасывал и сам сенсуалистический подход, который выражал нашу способность отражать окружающий мир. Философы здравого смысла и прежде всего Томас Рид занимали промежуточную позицию между рационализмом и эмпиризмом.
- Августин
- Авенариус
- Аверроэс
- Анаксимандр
- Анаксимен
- Ансельм
- Аристотель
- Бергсон
- Бердяев
- Булгаков
- Виндельбанд
- Витгенштейн
- Гадамер
- Гассенди
- Гельвеций
- Гераклит
- Гольбах
- Гуссерль
- Демокрит
- Зенон из Китиона
- Зенон из Элеи
- Иоанн Скот Эриугена
- Карсавин
- Кондильяк
- Конфуций
- Ксенофан
- Кьеркегор
- Ламетри
- Левкипп
- Лейбниц
- Лосский
- Лукреций
- Маймонид
- Макиавелли
- Мальбранш
- Мандевиль
- Марк Аврелий
- Монтескье
- Николай Кузанский
- Панеций
- Парменид
- Пико делла Мирандола
- Пиррон из Элиды
- Пифагор
- Плеснер
- Плутарх
- Порфирий
- Посидоний
- Протагор
- Риккерт
- Росцелин
- Ротхакер
- Соловьев
- Спиноза
- Фейербах
- Флоренский
- Фома Аквинский
- Хайдеггер
- Хомяков
- Цицерон
- Чаадаев
- Чернышевский
- Шеллинг
- Шефтсбери
- Шопенгауэр
- Эмпедокл
- Эпиктет