4.2 Содержание дисциплины
4.2.1 Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п |
Раздел Дисциплины |
Виды учебной работы, и трудоемкость (в часах) |
Самостоятельная работа | |||
Лек. | Лаб. | Пр. | КСР | |||
1 | Что такое философия?
| 2 |
| 2 |
| 5 |
2 | Проблема бытия - центральная проблема философии. Естественнонаучные и религиозные основания онтологии | 2 |
| 2 |
| 5 |
3 | Сознание и познание. | 2 |
| 2 |
| 10 |
4. | Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. | 4 |
| 6 |
| 10 |
5. | Смысл человеческого бытия. Истина, добро , красота как ценности и идеалы человеческого бытия | 2 |
| 2 |
| 10 |
6. | Человек, общество, культура. | 2 |
| 2 |
| 10 |
7. | Научные, философские и религиозные картины мира. | 4 |
| 2 |
| 22 |
4.2.2 Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (темы) | Форма проведения занятий (Лекции, Пр и др.) |
1 | Что такое философия?
| Когда, где и как появилась философия. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания. | Лекции, семинары, самостоятельная работа |
2 | Проблема бытия - центральная проблема философии. Естественнонаучные и религиозные основания онтологии | Общая характеристика философской онтологии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. | Лекции, семинары, самостоятельная работа |
3 | Сознание и познание. | Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. | Лекции, семинары, самостоятельная работа |
4 | Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. | Философия Древнего Востока. Общая характеристика античной философии. Философия средневековья. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения. Классическая немецкая философия. История и традиции русской философии. Неклассическая философия Шопенгауэра, Ницше и Фрейда. Основные направления философской мысли ХХ века
| Лекции, семинары, самостоятельная работа |
5. | Смысл человеческого бытия. Истина, добро, красота как ценности и идеалы человеческого бытия | Развитие представлений о добре и зле. Общая характеристика этической проблематики в философии. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Проблема прекрасного и безобразного в философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. | Лекции, семинары, самостоятельная работа |
| Человек, общество, культура. | Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Философия истории. Модели общественного развития. Проблема идеала общественного устройства. | Лекции, семинары, самостоятельная работа |
| Научные, философские и религиозные картины мира. | Вера и знание. Наука и религия. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
| Лекции, семинары, самостоятельная работа |
- 3.Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)
- 4. Структура и содержание дисциплины
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии.
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
- Сёрль, Дж. Рациональность в действии /Дж. Серль. – м.: Прогресс-Традиция 2004 − 336 с.
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Планы семинарских занятий
- Тема 1,2,3 Понятие философии. Проблемы бытия, истины, добра и красоты в структуре философского знания.
- Литература
- Тема 3,4,5,6.История философии Запада и Востока
- Тема 7. Социально-философские проблемы развития общества. Основные модели общественного развития.
- Литература
- Тема 8. История русской философии.
- Литература
- Тема 9. Основные направления Западной философии хх века.
- Тема 10. Философия и научная картина мира
- Тема 11. Представления о добродетелях, смысле жизни, счастье и справедливости в философских учениях.
- Тема 12. Методологические и социокультурные проблемы науки.
- Тематика рефератов
- Тема 1. Философия, её предмет и функции.
- Тема 2. Мировоззрение и его исторические типы.
- Тема 3. Основные типы, направления и формы развития философии
- Тема 4. Античная философия.
- Тема 5. Социальные идеалы античной философии.
- Тема 6. Средневековая философия Западной Европы.
- Тема 7. Философия эпохи Возрождения.
- Тема 8. Наука эпохи Возрождения.
- Тема 9. Философия Нового времени (xviIв).
- Тема 10. Классическая немецкая философия.
- Тема 11. Философия марксизма.
- Тема 12. Русская философия XIX века.
- Тема 13. Религиозно-идеалистическая философия в России (х1х-начало хх в.).
- Тема 14. Философия политического радикализма в России (XIX - началоXx в.).
- Тема 15. Философская категория бытия.
- Тема 16. Материя и её атрибуты.
- Тема 17. Проблема истины.
- Тема 18. Социальная философия как учение об обществе.
- Тема 19. Общество и природа.
- Тема 20. Философия истории.
- Тема 21. Общественный прогресс.
- Тема 22. Культура и цивилизация.
- Тема 23. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общественного развития.
- Тема 24. Духовная жизнь общества.
- Тема 25. Проблема человека в философии.
- Тема 26. Свобода и ответственность человека.
- Тема 27. Смысл жизни и проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
- Темы эссе