logo
RP_Filosofia_Karzhina_GU_VShE

4.2 Содержание дисциплины

4.2.1 Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Раздел

Дисциплины

Виды учебной работы, и трудоемкость (в часах)

Самостоятельная работа

Лек.

Лаб.

Пр.

КСР

1

Что такое философия?

2

2

5

2

Проблема бытия - центральная проблема философии. Естественнонаучные и религиозные основания онтологии

2

2

5

3

Сознание и познание.

2

2

10

4.

Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

4

6

10

5.

Смысл человеческого бытия. Истина, добро , красота как ценности и идеалы человеческого бытия

2

2

10

6.

Человек, общество, культура.

2

2

10

7.

Научные, философские и религиозные картины мира.

4

2

22

4.2.2 Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(темы)

Форма проведения занятий

(Лекции, Пр и др.)

1

Что такое философия?

Когда, где и как появилась философия. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания.

Лекции, семинары,

самостоятельная работа

2

Проблема бытия - центральная проблема философии. Естественнонаучные и религиозные основания онтологии

Общая характеристика философской онтологии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика.

Лекции, семинары,

самостоятельная работа

3

Сознание и познание.

Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.

Лекции, семинары,

самостоятельная работа

4

Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

Философия Древнего Востока. Общая характеристика античной философии. Философия средневековья.

Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения. Классическая немецкая философия. История и традиции русской философии. Неклассическая философия Шопенгауэра, Ницше и Фрейда. Основные направления философской мысли ХХ века

Лекции, семинары,

самостоятельная работа

5.

Смысл человеческого бытия. Истина, добро, красота как ценности и идеалы человеческого бытия

Развитие представлений о добре и зле. Общая характеристика этической проблематики в философии. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Проблема прекрасного и безобразного в философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

Лекции, семинары,

самостоятельная работа

Человек, общество, культура.

Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Философия истории. Модели общественного развития. Проблема идеала общественного устройства.

Лекции, семинары,

самостоятельная работа

Научные, философские и религиозные картины мира.

Вера и знание. Наука и религия. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Лекции, семинары,

самостоятельная работа