Темы эссе
1. Кто и Что есть истина? Знание и вера в религии и науке.
2. Ф.М. Достоевский и Ф. Ницше о человеке и сверхчеловеке.
3. Мудрость Запада и мудрость Востока. Сравнительный анализ философских традиций.
4. Спасёт ли красота мир?
5. «Существует ли добро? Вечно ли оно?».
6. «Наше постчеловеческое будущее» Ф.Фукуямы, Р. Курцвайля, Ст. Хоккинга.
7. Сциентизм и антисциентизм как проявление особенностей современной культуры.
8. Философская проблема конца истории.
9. «Русский Леонардо да Винчи» - о П.А. Флоренском.
10. Пассионарность как фактор русской культуры и русской истории. Учение Л.Н. Гумилева.
11. Жизнь как философская проблема.
12. Ценности и традиции гуманизма. Трансгуманизм.
13. Проблема войны и мира в истории филосорфии.
14. Проблема бытия человека в экзистенциальной философии.
15. Свобода как проблема современной философии.
16. «Умом Россию не понять!..». Дискуссии западников и славянофилов.
17. Учение об экзистенциальной коммуникации К. Ясперса.
18. Философские аспекты образа Доктора Фауста как символа стремления к абсолютному знанию и власти.
19. «Человеческий материал человейника» - о творчестве А.А. Зиновьева.
20. Власть как философская проблема.
21. Эстетика постмодерна.
22. Индивидуальность человека (по работе Ю. Хабермаса ”Понятие
индивидуальности”).
23. Шаги за горизонт. Философские аспекты творчества В. Гейзенберга.
24. Нелинейность как фундаментальный принцип развития.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению экономика.
Автор __доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, к.филос. н., Каржина Г.А.___
Рецензент (ы) доцент кафедры социальной философии ФСН ННГУ, к. филос.н.. Маслова Е.Б. ________________________
- 3.Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)
- 4. Структура и содержание дисциплины
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии.
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
- Сёрль, Дж. Рациональность в действии /Дж. Серль. – м.: Прогресс-Традиция 2004 − 336 с.
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Планы семинарских занятий
- Тема 1,2,3 Понятие философии. Проблемы бытия, истины, добра и красоты в структуре философского знания.
- Литература
- Тема 3,4,5,6.История философии Запада и Востока
- Тема 7. Социально-философские проблемы развития общества. Основные модели общественного развития.
- Литература
- Тема 8. История русской философии.
- Литература
- Тема 9. Основные направления Западной философии хх века.
- Тема 10. Философия и научная картина мира
- Тема 11. Представления о добродетелях, смысле жизни, счастье и справедливости в философских учениях.
- Тема 12. Методологические и социокультурные проблемы науки.
- Тематика рефератов
- Тема 1. Философия, её предмет и функции.
- Тема 2. Мировоззрение и его исторические типы.
- Тема 3. Основные типы, направления и формы развития философии
- Тема 4. Античная философия.
- Тема 5. Социальные идеалы античной философии.
- Тема 6. Средневековая философия Западной Европы.
- Тема 7. Философия эпохи Возрождения.
- Тема 8. Наука эпохи Возрождения.
- Тема 9. Философия Нового времени (xviIв).
- Тема 10. Классическая немецкая философия.
- Тема 11. Философия марксизма.
- Тема 12. Русская философия XIX века.
- Тема 13. Религиозно-идеалистическая философия в России (х1х-начало хх в.).
- Тема 14. Философия политического радикализма в России (XIX - началоXx в.).
- Тема 15. Философская категория бытия.
- Тема 16. Материя и её атрибуты.
- Тема 17. Проблема истины.
- Тема 18. Социальная философия как учение об обществе.
- Тема 19. Общество и природа.
- Тема 20. Философия истории.
- Тема 21. Общественный прогресс.
- Тема 22. Культура и цивилизация.
- Тема 23. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общественного развития.
- Тема 24. Духовная жизнь общества.
- Тема 25. Проблема человека в философии.
- Тема 26. Свобода и ответственность человека.
- Тема 27. Смысл жизни и проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
- Темы эссе