27.Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции.
1. Основоположником рационализма считаетсяРене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик.
Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
• обосновал ведущую роль разума в познании;
• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
• выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
2.То, чтов основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
• в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
• следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;
• мыслить может реально существующий человек;
• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".
3.Изучаяпроблему бытия, Декарт пытается вывестибазовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция —это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
• материальные (вещи);
• духовные (идеи).
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
• протяжение — для материальных;
• мышление - для духовных.
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.
Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
В целом учение Декарта о субстанции можно выразить следующей схемой:
4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.
С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
5.При изучениипроблемы познания особый акцент Декарт делает нанаучном методе.
Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).
Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:
• допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
• сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
• последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
• строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род
знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.
Данные идеи могут быть двух видов:
• понятия;
• суждения.
Примером могут служить следующие:
• врожденных понятий - Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.;
• врожденных суждений — "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.
Целями познания, по Декарту, являются:
• расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
• использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;
• изобретение новых технических средств;
• усовершенствование природы человека.
В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.
- 1.Что такое философия?
- 2.Возникновение, функции,разделы философии
- 3.Мировоззрение,сущность,структура функции.
- 4.Мифологическое мировоззрение
- 5.Религиозное мировоззрение
- 6.Взаимоотношение философии и науки
- 7.Софисты
- 8.Сократ
- 9.Платон
- 10.Аристотель
- 11.Основные положения средневековой философии
- 12.Рене Декарт
- 13.Философия Августина Блаженного
- 14.Философия Фомы Аквинского
- 15.Проблема человека и мира в возникновении китайской философии и мифологии
- 16.Общее понятие и характерные черты китайской философии.
- 17.Даосизм-древнейшее философское учение Китая.
- 18.Социально-философские школы Древнего Китая- конфунцианство и легизм
- 19.Буддизм и его основные идеи.
- 20.Первые философские школы в Древней Греции
- 21.Философия киников и стоиков.
- 22.Теологическая философия средних веков
- 23.Основные направления и характерные черты эпохи Возрождения.
- 24.Гуманизм,неоплатонизм,натурфилософия,как философия эпохи Возрождения.
- 25.Социально-политическая философия эпохи Возрождения.
- 26.Рационализм и Эмпиризм как направления в философии.
- 27.Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции.
- 28.Философия Лейбница. Учение о монадах.
- 29.Немецкая Классическая философия.
- Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
- 30.Философия Гегеля
- 31.Философия субъективного идеализма.
- 32.Философия Шеллинга.
- 33.Философия Людвига Фейербаха.
- 34.Философия вульгарных материалистов.
- 35.Философия марксизма(к.Маркс,ф .Энгельс).
- 36.Философия Конта
- 37.Философия Шопенгауэра,Ницше, Дильтея.
- 38.Бытие.
- 39.Материя.
- 40.Сознание,виды,происхождение.
- 41.Диалектика.
- 42.Альтернативы диалектики.
- 43.Проблема человека в личности философии. Общественная природа человека.
- 44.Общество.
- 45.Познание(гносеология).
- 46.Философия Истории.
- 47.Русская философия
- 4. Русская философия XVIII в. Включает два основных этапа в своем развитии.
- 48.Русская философия XIX века.
- 49.Русская философия хх века.
- 50.Психоанализ
- 51.Истина и ее критерии
- 52.Экзистенционализм.
- 53.Картины мира
- 54.Философия постмодерна