42.Альтернативы диалектики.
1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся:
• метафизика;
• "негативная" диалектика;
• софистика;
• эклектика;
• догматизм;
• релятивизм.
2. Метафизика являетсяглавной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;
• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.
Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:
• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
• по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);
• по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
• в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";
• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;
• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.
Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.
Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.
3.В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической "консервативной" диалектике.
В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей ("консервативной") диалектике — так называемая "негативная" диалектика.
"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.
Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969),Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).
Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики,отличающие ее от обычной "консервативной":
• диалектика может быть только "негативной" — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;
• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;
• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);
• "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;
• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.
4.Метафизика и "негативная" диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике.
Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, ноне являющиеся самостоятельными теориями:
• эклектика;
• софистика;
• догматизм;
• релятивизм.
Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.
Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.
- 1.Что такое философия?
- 2.Возникновение, функции,разделы философии
- 3.Мировоззрение,сущность,структура функции.
- 4.Мифологическое мировоззрение
- 5.Религиозное мировоззрение
- 6.Взаимоотношение философии и науки
- 7.Софисты
- 8.Сократ
- 9.Платон
- 10.Аристотель
- 11.Основные положения средневековой философии
- 12.Рене Декарт
- 13.Философия Августина Блаженного
- 14.Философия Фомы Аквинского
- 15.Проблема человека и мира в возникновении китайской философии и мифологии
- 16.Общее понятие и характерные черты китайской философии.
- 17.Даосизм-древнейшее философское учение Китая.
- 18.Социально-философские школы Древнего Китая- конфунцианство и легизм
- 19.Буддизм и его основные идеи.
- 20.Первые философские школы в Древней Греции
- 21.Философия киников и стоиков.
- 22.Теологическая философия средних веков
- 23.Основные направления и характерные черты эпохи Возрождения.
- 24.Гуманизм,неоплатонизм,натурфилософия,как философия эпохи Возрождения.
- 25.Социально-политическая философия эпохи Возрождения.
- 26.Рационализм и Эмпиризм как направления в философии.
- 27.Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции.
- 28.Философия Лейбница. Учение о монадах.
- 29.Немецкая Классическая философия.
- Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
- 30.Философия Гегеля
- 31.Философия субъективного идеализма.
- 32.Философия Шеллинга.
- 33.Философия Людвига Фейербаха.
- 34.Философия вульгарных материалистов.
- 35.Философия марксизма(к.Маркс,ф .Энгельс).
- 36.Философия Конта
- 37.Философия Шопенгауэра,Ницше, Дильтея.
- 38.Бытие.
- 39.Материя.
- 40.Сознание,виды,происхождение.
- 41.Диалектика.
- 42.Альтернативы диалектики.
- 43.Проблема человека в личности философии. Общественная природа человека.
- 44.Общество.
- 45.Познание(гносеология).
- 46.Философия Истории.
- 47.Русская философия
- 4. Русская философия XVIII в. Включает два основных этапа в своем развитии.
- 48.Русская философия XIX века.
- 49.Русская философия хх века.
- 50.Психоанализ
- 51.Истина и ее критерии
- 52.Экзистенционализм.
- 53.Картины мира
- 54.Философия постмодерна