47.Русская философия
1. Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
• большая роль проблем морали и нравственности;
• конкретность;
• широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
• проблема человека;
• космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
• проблемы морали и нравственности;
• проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
• проблема власти;
• проблема государства;
• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);
• проблема идеального общества;
• проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
• период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
• философия XVIII в.;
• философия XIX в.;
• русская и советская философия XX в.
2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней русской философии были:
• моральные и нравственные ценности;
• объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
• государство;
• право;
• природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
• Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Благодати", в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
• Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы
добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
• Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии — проблемы разума, познания);
• Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач", затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:
• сохранение русской духовности;
• христианство;
• борьба за освобождение;
• устройство государства;
• познание.
Среди видных философов данного периода:
• Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
• Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Константинополь — Москва;
• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
• Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосифлян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);
• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;
• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
- 1.Что такое философия?
- 2.Возникновение, функции,разделы философии
- 3.Мировоззрение,сущность,структура функции.
- 4.Мифологическое мировоззрение
- 5.Религиозное мировоззрение
- 6.Взаимоотношение философии и науки
- 7.Софисты
- 8.Сократ
- 9.Платон
- 10.Аристотель
- 11.Основные положения средневековой философии
- 12.Рене Декарт
- 13.Философия Августина Блаженного
- 14.Философия Фомы Аквинского
- 15.Проблема человека и мира в возникновении китайской философии и мифологии
- 16.Общее понятие и характерные черты китайской философии.
- 17.Даосизм-древнейшее философское учение Китая.
- 18.Социально-философские школы Древнего Китая- конфунцианство и легизм
- 19.Буддизм и его основные идеи.
- 20.Первые философские школы в Древней Греции
- 21.Философия киников и стоиков.
- 22.Теологическая философия средних веков
- 23.Основные направления и характерные черты эпохи Возрождения.
- 24.Гуманизм,неоплатонизм,натурфилософия,как философия эпохи Возрождения.
- 25.Социально-политическая философия эпохи Возрождения.
- 26.Рационализм и Эмпиризм как направления в философии.
- 27.Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции.
- 28.Философия Лейбница. Учение о монадах.
- 29.Немецкая Классическая философия.
- Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
- 30.Философия Гегеля
- 31.Философия субъективного идеализма.
- 32.Философия Шеллинга.
- 33.Философия Людвига Фейербаха.
- 34.Философия вульгарных материалистов.
- 35.Философия марксизма(к.Маркс,ф .Энгельс).
- 36.Философия Конта
- 37.Философия Шопенгауэра,Ницше, Дильтея.
- 38.Бытие.
- 39.Материя.
- 40.Сознание,виды,происхождение.
- 41.Диалектика.
- 42.Альтернативы диалектики.
- 43.Проблема человека в личности философии. Общественная природа человека.
- 44.Общество.
- 45.Познание(гносеология).
- 46.Философия Истории.
- 47.Русская философия
- 4. Русская философия XVIII в. Включает два основных этапа в своем развитии.
- 48.Русская философия XIX века.
- 49.Русская философия хх века.
- 50.Психоанализ
- 51.Истина и ее критерии
- 52.Экзистенционализм.
- 53.Картины мира
- 54.Философия постмодерна