logo
ВНИМАНИЕАрто1

Постраничные примечания

 

1* Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 377.

2* Там же. С. 380.

3* Мамардашвили М. Как я понимаю философию. С. 381, 377.

4* Artaud A. Au théâtre de l’Œuvre. In. Demain. 1920. № 82. Cit.: Artaud A. Œuvres complètes. Т. 2. Paris, 1973. P. 169 – 170. Во Франции существуют три собрания сочинений Антонена Арто. Первые два нельзя считать законченными. Начало выхода первого издания 1956 год, второго — 1973-й. Третье издание — наиболее полное: т. 1 – 1979-й, т. 26 – 1994 год. Некоторые тома собрания сочинений переиздавались в другие годы. В нашей статье, в приложении (М. Эсслин «Арто») и комментариях цитаты приводятся по второму изданию: т. 1 – 1973-й, т. I дополнительный — 1973-й, т. 2 – 1973-й, т. 4 – 1974 год. Римская Цифра в круглых скобках означает номер тома, арабская — номер страницы.

5* «Голубятня» — театр Вьё-Коломбье (Старая Голубятня), созданный в Париже в 1913 году. «Предисловие к “Кромвелю”» — теоретическая работа Виктора Гюго, предваряющая его пьесу 1827 года — манифест романтизма. Дада (дадаизм) — авангардистское интернациональное художественное движение, возникшее в 1916 году в Швейцарии и предвосхитившее сюрреализм.

6* Бретон А. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М., 1986. С. 45.

7* Там же. С. 46.

8* Ротенберг В. С. Сновидение как особое состояние сознания // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 4. Тбилиси, 1985. С. 212.

9* Brunel P. Strindberg et Artaud // Revue d’histoire du théâtre. 1978. № 3. P. 351.

10* Иностранная литература. 1974. № 5. С. 250.

11* См.: Арто А. Кино и реальность // Из истории французской киномысли: Немое кино (1911 – 1933 гг.). М., 1988. С. 184 – 186.

12* Фуко Мишель. Слова и вещи. СПб., 1994. С. 237 – 238.

13* См.: Малявин В. В. Театр Востока Антонена Арто // Восток — Запад. (Вып. 2.) М., 1985. С. 217.

14* Цит. по кн.: Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1986. С. 54.

15* Штейнер Е. С. Иккю Содзюн. М., 1987. С. 236 – 237.

16* Сципион Насика — верховный жрец, который приказал сровнять с землей римские театры. (Здесь и далее построчные примечания автора.) [Вероятно, имеется в виду Публий Корнелий Сципион Насика, прозванный Corculum (Разумный), избранный в 159 году до н. э. цензором, а в 155 году консулом Римской республики. Приблизительно в 154 году было начато строительство первого в Риме театрального здания. Но по настоянию сената недостроенный театр был разрушен как «вредный для римских нравов». Появление первого театра в Риме было отложено на целый век. — Ред.]

17* В той мере, в какой они оказываются способными реализовать непосредственные физические возможности, которые дает сцена, чтобы заменить окостеневшие формы искусства формами живыми и опасными, в которых смысл старой церемониальной магии может обрести, в театральном плане, новую реальность; в той мере, в какой они поддаются тому, что можно было бы назвать «физическим искушением» сцены.

18* Это место дало Аррабалю идею его пьесы «Зодчий и император Ассирии» (1967).

19* Brau Jean-Louis. Antonin Artaud. Paris, 1971. P. 166.

20* Prével Jacques. En compagnie d’Antonin Artaud. Paris, 1974. P. 168.

21* Déleuze Gilles; Guattari Félix. L’Anti-Œdipe. Paris, 1972. P. 330.

22* См. Henric Jacques. Artaud travaille par la Chine // Artaud. Paris. 1973.