Постраничные примечания
1* Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 377.
2* Там же. С. 380.
3* Мамардашвили М. Как я понимаю философию. С. 381, 377.
4* Artaud A. Au théâtre de l’Œuvre. In. Demain. 1920. № 82. Cit.: Artaud A. Œuvres complètes. Т. 2. Paris, 1973. P. 169 – 170. Во Франции существуют три собрания сочинений Антонена Арто. Первые два нельзя считать законченными. Начало выхода первого издания 1956 год, второго — 1973-й. Третье издание — наиболее полное: т. 1 – 1979-й, т. 26 – 1994 год. Некоторые тома собрания сочинений переиздавались в другие годы. В нашей статье, в приложении (М. Эсслин «Арто») и комментариях цитаты приводятся по второму изданию: т. 1 – 1973-й, т. I дополнительный — 1973-й, т. 2 – 1973-й, т. 4 – 1974 год. Римская Цифра в круглых скобках означает номер тома, арабская — номер страницы.
5* «Голубятня» — театр Вьё-Коломбье (Старая Голубятня), созданный в Париже в 1913 году. «Предисловие к “Кромвелю”» — теоретическая работа Виктора Гюго, предваряющая его пьесу 1827 года — манифест романтизма. Дада (дадаизм) — авангардистское интернациональное художественное движение, возникшее в 1916 году в Швейцарии и предвосхитившее сюрреализм.
6* Бретон А. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М., 1986. С. 45.
7* Там же. С. 46.
8* Ротенберг В. С. Сновидение как особое состояние сознания // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 4. Тбилиси, 1985. С. 212.
9* Brunel P. Strindberg et Artaud // Revue d’histoire du théâtre. 1978. № 3. P. 351.
10* Иностранная литература. 1974. № 5. С. 250.
11* См.: Арто А. Кино и реальность // Из истории французской киномысли: Немое кино (1911 – 1933 гг.). М., 1988. С. 184 – 186.
12* Фуко Мишель. Слова и вещи. СПб., 1994. С. 237 – 238.
13* См.: Малявин В. В. Театр Востока Антонена Арто // Восток — Запад. (Вып. 2.) М., 1985. С. 217.
14* Цит. по кн.: Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1986. С. 54.
15* Штейнер Е. С. Иккю Содзюн. М., 1987. С. 236 – 237.
16* Сципион Насика — верховный жрец, который приказал сровнять с землей римские театры. (Здесь и далее построчные примечания автора.) [Вероятно, имеется в виду Публий Корнелий Сципион Насика, прозванный Corculum (Разумный), избранный в 159 году до н. э. цензором, а в 155 году консулом Римской республики. Приблизительно в 154 году было начато строительство первого в Риме театрального здания. Но по настоянию сената недостроенный театр был разрушен как «вредный для римских нравов». Появление первого театра в Риме было отложено на целый век. — Ред.]
17* В той мере, в какой они оказываются способными реализовать непосредственные физические возможности, которые дает сцена, чтобы заменить окостеневшие формы искусства формами живыми и опасными, в которых смысл старой церемониальной магии может обрести, в театральном плане, новую реальность; в той мере, в какой они поддаются тому, что можно было бы назвать «физическим искушением» сцены.
18* Это место дало Аррабалю идею его пьесы «Зодчий и император Ассирии» (1967).
19* Brau Jean-Louis. Antonin Artaud. Paris, 1971. P. 166.
20* Prével Jacques. En compagnie d’Antonin Artaud. Paris, 1974. P. 168.
21* Déleuze Gilles; Guattari Félix. L’Anti-Œdipe. Paris, 1972. P. 330.
22* См. Henric Jacques. Artaud travaille par la Chine // Artaud. Paris. 1973.
- 5 Антонен арто, его театр и его двойник
- 35 Кровяной фонтан самурай, или драма чувства манифесты театра «альфред жарри» план постановки «сонаты призраков» стриндберга философский камень
- 37 Кровяной фонтан1
- 41 Самурай, или драма чувства10
- 48 Манифесты театра «альфред жарри»11
- 51 Театр «альфред жарри». Год первый. Сезон 1926 – 1927 годов17
- 54 Программа сезона 1926 – 1927 годов.
- 55 Манифест театра, который не успел родиться29
- 60 Театр «альфред жарри». Сезон 1928 года38
- 62 * * *
- 64 * * *
- 65 Театр «альфред жарри»46
- 68 Театр «альфред жарри» в 1930 году53
- 78 План постановки «сонаты призраков» стриндберга72
- 88 Философский камень83
- 95 Театр и его двойник театр серафена
- 97 Театр и его двойник86
- 105 Театр и чума106
- 123 Режиссура и метафизика130
- 138 Алхимический театр152
- 144 О балийском театре161
- 159 Восточный театр и западный театр178
- 165 Пора покончить с шедеврами181
- 175 Театр и жестокость196
- 180 Театр жестокости (первый манифест)202
- 192 Письма о жестокости222
- 196 Письма о языке229
- 208 Письмо четвертое
- 213 Театр жестокости (второй манифест)243
- 1. Относительно содержания,
- 2. Относительно формы
- 220 Чувственный атлетизм250
- 229 Два замечания264
- I. Братья Маркс265
- 232 II. «Вокруг матери» Драматическое действие Жан-Луи Барро268
- 235 Театр серафена269
- 241 Три лекции, прочитанные в университете мехико282
- 243 Сюрреализм и революция283
- 244 Контрнаступление отечество и семья
- 253 Человек против судьбы298
- 262 Театр и боги309
- 271 Приложение
- 273 Мартин эсслин арто (Главы из книги)320
- 285 Театр арто — теория и практика
- 320 Иррационализм, агрессия, революция
- 329 Мераб мамардашвили метафизика арто393
- 347 Комментарий
- Постраничные примечания